Киноковчег терпит бедствие

Дом на улице Добролюбова, 14а большинство горожан не замечают. Он спрятан за более высоким соседними могоэтажками и домом культуры имени Попова. С виду совершенно обычный барак, которому уже более 80 лет, но в нем до сих пор живут люди. Мало кто знает, что история этого дома неразрывно связана с советским кинематографом. Экскурсию по нему провел для корреспондента НДН.инфо Анатолий Антонов, советский звукооператор, живущий в одной из коммунальных квартир этого дома.

Киноковчег терпит бедствие
© НДН.Инфо

История одного барака

Деревянный дом для новосибирских кинематографистов построили в 1937 году. Уже много лет он находится в аварийном состоянии и с каждым годом все больше разрушается и врастает в землю. Барак входит в программу сноса и расселения непригодного для жизни жилья. Его жители много раз просили мэрию ускорить расселение, но получали отказ.

До появления дома на этом месте была студия «Сибтехфильм». В 1930 году образовалась Западно-Сибирской студия кинохроники, и для ее работников воздвигли этот дом. Сотрудник киностудии Анатолий Антонов получил в нем комнату в 1997 году.

Студия объединяла коррпункты всех областных центров Сибири, ее сотрудники еженедельно выпускали киножурнал «Сибирь на экране» о рабочих, крестьянах, ученых, выдающихся сибиряках и достижениях страны. Корреспонденты и операторы работали на качественной аппаратуре, какой пользовались и в Москве.

Антонов пришел на киностудию, когда ему было чуть больше 20 лет, и проработал там в должности звукооператора более 40 лет.

«Много ездили по стране. Я записывал на магнитную ленту, которая уже стала кинохроникой», — вспоминает собеседник.

В 1990-е государство перестало финансировать развитие студии, и ее руководство приняло решение сдавать часть помещений в аренду. В это же время киношники перешли на цифровые технологии, и старые кинокамеры стали невостребованными. Какое-то время студия еще существовала за счет аренды и небольших заказов, но в 2015 году полностью прекратила свое существование.

Антонов при увольнении забрал с собой нерабочую кинокамеру «КС-50 Б», восстановил ее и стал любителем-кинооператором. На такую делали хронику советские фронтовые операторы.

Километры кинолент Анатолий Васильевич передал в кинопрокат, где весь это материал понемногу оцифровывают. Также в руки Антонова попала другая старая кинокамера «Конвас», и после ремонта в ней снова затрещала пленка. Точно такую же взял на борт космической ракеты второй советский космонавт Герман Титов и снял впечатляющие кадры нашей планеты из космоса.

Вместе со своим другом, молодым оператором Станиславом Шубертом Антонов снял на восстановленный «Конвас» короткий фильм о селе Полковниково Алтайского края, где провел свое детство Герман Титов.

Спасение ковчега

Шуберт активно помогает в решении вопроса с домом, в том числе составлять запросы в органы власти. На одно из писем мэрия ответила копией постановления, из которого следует, что дом киношников был признан аварийным еще в 2018 году. По закону государство обязано расселить жильцов, предоставив им равные квадратные метры.

Когда-то здесь жили выдающиеся люди, которые создавали кинолетопись не только Новосибирска, но и всей Сибири. Среди них инженер звукоцеха Сергей Елисеев, режиссер Элла Давлетшина (сейчас она руководит музеем документального кино), кинооператор Игорь Тирский, монтажер Лариса Пичугина. 

Сейчас в доме проживает около 30 человек. Двое из них — дети сотрудников бывшей киностудии. Остальные, кроме Антонова, никак с кино не связаны. С каждым годом барак все больше проседает, и Антонов периодически подпиливает дверь своей комнаты, чтобы можно было ее закрыть. Из-за просадки покосился и деревянный пол. Из квартиры уже не выветривается запах сырости.

Помещение общего пользования, которое служит кухней и курилкой, можно даже назвать уютным. Здесь явно кто-то из жильцов следит за порядком. Люди, как могут, справляются с текущими проблемами. Например, провисший потолок в туалете опирается на импровизированную «колонну» в виде швабры.

Согласно постановлению расселение барака запланировано не раньше, чем в 2025 году. До этого времени Антонову и другим жильцам придется дышать сыростью и каждый день рисковать жизнью и здоровьем.

 «Дело в том, что мы, киношники, юридически безграмотны, как писать правильно в прокуратуру и другие органы, не знаем. Надо, чтобы это было эффективно, а не просто разозлило мэрию», — сказал Шуберт в разговоре с НДН.инфо.

Он настаивает на том, чтобы как можно активнее привлекать внимание к проблеме дома. В 2018 году обращался к депутату, на округе которого стоит дом. Он прислал бригаду гастарбайтеров, и те замазали обшарпанную стену в подъезде и подремонтировали перекошенную входную дверь. После этого она стала закрываться. Прежде барак относился к 30-му округу, депутатом от которого был Игорь Титаренко. Ныне это территория 40-го округа, депутатом от которого в прошлом году была избрана Хельга Пирогова. Шуберт обратился к избранному по округу депутату. Она обещала помочь с подготовкой документов.

Шуберт также собирается обратиться в Союз кинематографистов России, в который входит Антонов. Председатель союза — Никита Михалков. Но на помощь кинозвезды особо не надеется. Сам Антонов привлекает внимание общественности к дому как умеет — проводит показы советской кинохроники, устанавливая во дворе проектор, а экран прямо на стене барака. Материала для киносеансов у него много.

Сначала на показы приглашал только жителей дома. Со временем туда стали проходить все больше желающих познакомиться с кинолетописью. На День Победы Антонов устроил тематический показ фронтовой хроники. Потом был киносеанс по случаю музейной ночи в Новосибирске. Следующий показ состоится в День российского кино 27 августа.

«Огромная культурная ценность в этом человеке, что он там живет, хранит бесценный киноархив», — сказал об Антонове новосибирский историк и краевед Константин Голодяев.

По его мнению, у дома есть перспектива, но только после серьезной реставрации.

 «Дом нужно объявить памятником типового жилого строительства 1930-х годов и объектом культурной ценности как спасательный ковчег нашей кинодокументалистики. Можно было бы оставить деревянный внешний вид, в одном подъезде поселить людей, в том числе Антонова, в другом сделать музей», — предложил историк.

И уточнил, что это возможно реализовать, будь на то воля властей.