Вокруг света на деревянной шхуне: как бывший ангар стал точкой притяжения романтиков

В Архангельске на набережной реки Северная Двина стоит Арктический университет. Еще недавно во внутреннем дворе ржавел никому не нужный ангар, а теперь он стал чуть ли не главной достопримечательностью города. Люди проводят здесь отпуск или приезжают хотя бы на выходные.

Вокруг света на деревянной шхуне: как бывший ангар стал точкой притяжения романтиков
© Мир24

Все потому, что два года назад ремонтное помещение начали превращать в верфь, где каждый может поучаствовать в строительстве деревянной шхуны, а потом пойти на ней в путешествие.

(Фото Екатерины Суворовой)

Лет 40 назад маленького Женю Шкарубу папа привел в яхт-клуб. Мальчик вырос, и хождение под парусом стало смыслом жизни. С друзьями образовали «Клуб любителей путешествий по морю» и отправились в кругосветное плавание.

«Оно затянулось на 5 лет, – вспоминает Евгений Шкаруба, – а вместе с этим появилась мечта и цель: нужно плыть в Арктику. Мы понимали, что на яхте ее не достичь, значит нужно судно побольше. Арендовать дорого – мы решили сами построить шхуну, а за основу взять традиции поморского народа».

(Евгений Шкаруба. Фото Екатерины Суворовой)

«Поморы» появились в XII веке. Так стали называть тех, кто приехал из Новгорода, Пскова, Рязани и поселился по берегам Белого и Баренцева морей. В суровых условиях Севера наши предки ловили рыбу, добывали нерп и тюленей. Для этого строили карбасы (ударение на первый слог) – прочные лодки из сосны. Их делали без единого гвоздя, а к днищу крепили деревянные полозья, благодаря которым судно могли легко передвигать по льду.

(Современный карбас. Фото Екатерины Суворовой)

Судостроением поморы прославились на всю страну. Технологии передавали по наследству, чертежей не делали, инструкций не писали, поэтому со временем о деревянных лодках начали забывать. Евгений Шкаруба решил возродить дело предков.

«Перед тем, как приниматься за шхуну, мы хотели попробовать сделать карбас, – рассказывает Евгений. – Прототип случайно увидели в архангельском краеведческом музее и рискнули взять его за основу. В области отыскали мастера, который ещё помнил исторические традиции, и стали с ним вместе шить лодку (поморы говорят «шить» карбас, а не строить)».

Если у предков на это уходил месяц – потомки управились за две недели. Назвали карбас «Вашкой» – в честь северной реки, подняли на нем паруса и отправились в тестовое плавание.

(Фото Евгений Шкаруба)

(Фото Евгений Шкаруба)

За возрождение древнего мастерства Русское географическое общество вручило путешественникам «Хрустальный компас». Тогда на проект обратили внимание и местные власти. Вышли на руководство Арктического университета, помогли найти помещение. Ректор предложил бартер: бесплатная аренда ангара, а взамен студенты там будут проходить практику.

«Помещение дали осенью 2019-го года, – вспоминает Евгений. – Тогда верфью это назвать было трудно и сходства с сегодняшней было мало: кирпичные стены, полов нет».

Несмотря на это, проектировать шхуну начали сразу. Параллельно делали ремонт, а заодно и искали строителей-добровольцев. Сначала через знакомых, потом сработало сарафанное радио: стали звонить, писать, приезжать из разных городов. Постепенно верфь наполнилась «мастерами»: парни и девушки, студенты и люди с успешной карьерой, с профильными специальностями и без.

(Фото Екатерины Суворовой)

(Фото Екатерины Суворовой)

(Фото Екатерины Суворовой)

«Мы практически всех принимаем, всему учим, – говорит Евгений, – главное, чтобы глаза горели».

В разгар ремонта с горящими глазами приехал на верфь инженер из Москвы Михаил Крупенин. Любовь к лодкам пришла после сплава по рекам Карелии. Дальше захотел научиться ходить под парусом. Совпало, что уроки яхтенного спорта давал Евгений Шкаруба. Он рассказал об идее построить шхуну и пригласил в Архангельск. Тогда начинающий шкипер не думал, что вернуться к обычной жизни уже не сможет.

«Первый раз я поехал на верфь просто посмотреть, как ребята строят, – вспоминает Михаил, – заразился сразу – там все такие удовлетворенные от своего труда. Я стал помогать с ремонтом. Сначала остался на две недели, потом приехал на месяц, потом на два. В Москву хотелось возвращаться все меньше и меньше».

(Фото Екатерины Суворовой)

До верфи строитель шхуны 7 лет работал в компании, которая разрабатывает промышленные компьютеры. Когда из-за пандемии сотрудников перевели на «удаленку», Михаил решил удалиться по-максимуму: на год уехал в Архангельск, и так получилось, что стал главным конструктором шхуны.

«На верфи я что-то делаю и не пытаюсь получить выгоду, – говорит Михаил. – Тут я живу тем, что мне нравится, и работаю, не работая, понимаете? Снаружи я вроде работаю, а внутри в это время отдыхаю. А когда вижу, что на шхуну устанавливают элемент, который я чертил, у меня восторг».

(Фото Екатерины Суворовой)

Когда московская компания перестала платить Михаилу зарплату, он стал искать заработок в Архангельске, лишь бы только остаться на верфи. Так инженер-судостроитель стал еще и экскурсоводом – начал водить туристов по северным рекам: организовывать сплавы, походы и даже регату на деревянных карбасах.

«Тяга к приключениям победила! – объясняет Михаил. – Я хочу построить шхуну, хочу путешествовать, хочу дойти до Арктики, до Антарктиды. А сейчас мне очень нравится сам процесс строительства! Меня тянет на верфь, потому что здесь я делаю что-то важное, крутое».

Работы по возведению шхуны никем не оплачиваются, идея держится на энтузиазме. А материалы и оборудование приобретают за счет государственных грантов. Поэтому кроме строительства судна команда начала развивать и другие проекты.

Евгений Шкаруба решил превратить верфь в креативное пространство. Так рядом со шхуной начали устраивать выставки, концерты, лекции и даже мастер-классы по изготовлению гуслей. Назвали площадку «Открытая палуба», потому что – для всех.

(Фото Екатерины Суворовой)

(Фото Екатерины Суворовой)

(Фото Екатерины Суворовой)

«В России где-то 10 верфей всего, – говорит Евгений, – и только одни мы не промышленные, а направлены в сторону искусства».

Сами строители прониклись атмосферой верфи и даже иногда остаются здесь с ночевкой. Не потому что работы много, а просто уходить не хотят. Развлекают себя игрой на гитаре, разговорами и мечтами о будущих путешествиях.

(Фото Екатерины Суворовой)

В приоритете, конечно, на верфи остается шхуна. Работают над ней шесть дней в неделю с 9 до 18 часов. Работа идет не быстро, поэтому кругосветку планируют не раньше чем через 5 лет. Пока устанавливают шпангоуты – такие «ребра», на которых будет держаться обшивка.

(Фото Екатерины Суворовой)

(Фото Екатерины Суворовой)

«Это будет не ремейк, не реплика, а современное 20-метровая шхуна, но по классическим поморским лекалам,- объясняет Евгений Шкаруба. – Форму менять практически не будем, только добавим двигатели, воду. Например, у нас будет 4 каюты и в каждой душ».

А вот каким цветом будет судно и как его назовут, мечтатели еще даже не думали. Говорят, рановато. Зато уже спланировали, чем займутся после кругосветки.

«У нас есть план разработать целую линейку деревянных лодок для Арктики, – делится Евгений Шкаруба, – и легкие прогулочные, и посерьезнее, такие как шхуны. Пока заказов нет, но, я думаю, если первый опыт будет успешным, то их будет много».

Свое объединение романтики называют Товариществом, а свою верфь – не иначе как лабораторией по исследованию деревянного судостроения. У путешественников даже есть девиз: «мы ходим на грани разумного риска». А, как известно, кто не рискует, тот и шампанского не пьёт, и шхуны не строит, и Арктику не покоряет.