Сверкающие сокровища Музея керамики. Знакомимся с неманским стеклом

Предлагаем совершить онлайн-экскурсию по выставке «Художественное стекло завода “Неман”», которая открылась в музее-усадьбе «Кусково». Завод «Неман» — легенда советской стекольной промышленности. Художники-новаторы, собравшиеся на нем в 1960-х годах, совершили маленькую революцию, изменив представление о том, как могут выглядеть стеклянные вещи. Завод выпускал и продукцию массового производства, и авторские произведения, которые создавались в одном экземпляре.

Сверкающие сокровища Музея керамики. Знакомимся с неманским стеклом
© Mos.ru

Выставка представляет два периода жизни завода в ХХ веке — до 1939 года, когда территория, на которой он находился, принадлежала Польской Республике, и после, когда «Неман» уже стал советским. Все экспонаты на выставке — из фондов Музея керамики.

От простой тары — к изысканным сервизам

В 1883 году предприниматель Зенон Ленский построил в своем имении Заенчицы Лидского уезда (территория современной Белоруссии) стекольный завод. О том, чтобы создавать декоративные изделия для украшения интерьера или предметы сервировки стола, речи не шло — Ленский наладил выпуск простых бутылок, банок и других нехитрых в производстве изделий.

Все изменилось в 1891 году, когда он сдал завод в аренду чехам — инженеру Вильгельму Краевскому и декоратору Юлиусу Столле. Чешские земли в то время были одним из центров развития стеклоделия, задававшим модные тенденции. О богемском стекле, известном с XII века, ходили легенды. Со временем Столле и Краевский выкупили у Ленского арендованное предприятие. Своему заводу они дали название «Неман» — по названию реки, рядом с которой он находился.

Предприниматели расширили ассортимент, начали выпускать предметы для украшения интерьера (вазы, жардиньерки, осветительные приборы), использовали разные методы работы со стеклом, закупили современное оборудование. Всего за несколько лет они создали современное предприятие с широчайшим ассортиментом продукции, востребованной в регионе и за его пределами. К началу Первой мировой войны завод «Неман» уже под единоличным управлением Столле стал самым быстроразвивающимся предприятием края.

Неспокойное время

Во время Первой мировой войны завод работал только на нужды фронта. Он производил исключительно электроизоляторы. После подписания Рижского договора в 1921 году земля, на которой располагался завод, вошла в состав Польской Республики. «Неману» продолжали заказывать изоляторы в больших количествах — для железных дорог, почты, телеграфа. Эти заказы спасли предприятие от разорения.

Уже к середине 1920-х был восстановлен выпуск стеклянных изделий. Ассортимент снова начал расширяться. Отдельного внимания заслуживают вазы из толстостенного стекла простых геометрических форм с декором в виде широкой грани. Они выполнялись как из неокрашенного стекла, так и из цветного. Оттенки получили названия по цвету драгоценных камней: розалиновый, сапфировый, изумрудный, янтарный.

Среди продукции 1930-х годов отдельного внимания заслуживают изделия, выполненные методом прессования. Он предполагает помещение стекломассы в пресс-формы и последующее придавливание. Изделие получает форму, а внутренняя и внешняя поверхности — декор: фактуру или рельеф. Таким методом делали тарелки, салатные приборы, блюдца, рюмки, емкости для специй. Одна из самых интересных и узнаваемых моделей тех лет — ваза-жардиньерка изумрудного цвета. Она состоит из двух частей, каждая из которых может использоваться по отдельности: верхняя — как салатник, нижняя — как вазочка. Автором модели был Михаил Титков — проектировщик и первый дизайнер завода в 1930-х годах.

В 1939-м территория, на которой располагается завод, вошла в состав Белорусской Советской Социалистической Республики. Предприятие было национализировано. Хорошо отлаженная технология прессования «Немана» представляла большой интерес для советской стекольной промышленности. Уже к лету 1940 года сотрудники Государственного экспериментального института стекла изучили технологии «Немана». Розетка из розалинового стекла с геометрическим декором — первый образец, который попал в руки специалистов. Вскоре был налажен выпуск 26 изделий на крупнейших стеклозаводах страны: салатников, селедочниц в виде рыб, сахарниц, масленок. Некоторые из них имеют чуть сглаженные углы: в отличие от предприятия Столле ручная доработка изделий на заводах не предусматривалась.

«Неман» сильно пострадал во время Великой Отечественной войны. Завод был восстановлен в 1944-м. Производство продукции возобновилось в 1945 году. Изменились формы, декоры. В цветовой гамме появились новые цвета, например насыщенный красный.

Главные художники

В первые послевоенные годы продукция на предприятии создавалась по моделям польских изделий довоенного времени и по распространенным образцам начала века. Часть ассортимента изготавливалась по проектам опытных заводских мастеров.

В ключе общих преобразований жизни страны конца 1950-х — начала 1960-х годов заметные изменения произошли и в стеклоделии. На заводе «Неман» началось стремительное обновление ассортимента, был налажен выпуск изделий по образцам художников Московского комбината прикладного искусства и по моделям белорусской художницы Галины Исаевич.

В 1959 году на завод по запросу Управления стекольной и химической промышленности Совета народного хозяйства БССР приехали выпускники Ленинградского высшего художественно-промышленного училища имени В.И. Мухиной — Владимир Мурахвер и его супруга Людмила Мягкова. Они стали первыми художниками, чье творчество было неразрывно связано с предприятием и во многом определило его развитие. С их появлением продукция «Немана» стала мечтой каждого советского гражданина, не чуждого эстетике. За неманским стеклом начали выстраиваться очереди.

Мурахвер быстро вырос до должности главного художника, на которой проработал до 1975-го. За все время он создал более тысячи изделий из стекла, большая часть из которых была внедрена в массовое производство. Мурахвер разработал технику наливного прокатного моллирования, которая предполагала формование методом прокатывания валиком по раскаленному стеклу, помещенному на специально изготовленный жестяной лист с контррельефом. Такой способ позволял создавать сложные произведения небольшими тиражами, а не единичными экземплярами. Одна из самых известных его работ, созданная таким способом, — станковый витраж «Стеклодувы».

Кроме того, Владимир Мурахвер очень интересовался гутной техникой, предполагающей формовку изделия из расплавленной стекломассы вручную с помощью инструментов. В этой же технике любила работать и Людмила Мягкова, впоследствии сменившая мужа на должности главного художника. Она создавала как массовую, так и малосерийную продукцию, а также уникальные авторские произведения. Большинство ее предметов изделий имеет четкие, выверенные формы, характерные для глиняной белорусской посуды — простых и лаконичных кружек, кувшинов. Художница повторила все это в стекле. Дымчатые и тепло-коричневые цвета подчеркивают схожесть.

Мягкова не только применяла известные способы, но и активно с ними экспериментировала. Результаты ее творческих и технологических поисков — декоративная бутыль «Хоровод» (1969), получивший множество премий комплект посуды «Бубновый» с выполненной авторским методом аппликацией (1970), декоративный комплект «Птичий двор» (1980).

Творчество каждого художника, пришедшего на предприятие в 1960-х годах, отличается яркой индивидуальностью и узнаваемым почерком, особыми чертами, которые повлияли в целом на формирование школы белорусского стекла. Одним из таких художников была Сильвия Раудвеэ, выпускница Таллинской академии художеств. Работам ее таллинских коллег были несвойственны яркие краски. Типичной является одна из ранних работ Раудвеэ — граненый комплект для воды из бесцветного хрусталя (1960-е). Произведениям Сильвии свойственны строгость, лаконичность, тщательность в проработке деталей. Работая преимущественно над созданием массовых изделий, она привнесла в проектирование даже самых простых бытовых предметов внимание к форме, любовь к изысканной простоте в сочетании с целесообразностью и функциональностью.

Владимир Жохов с приходом на «Неман» обратился к созданию стеклянной скульптуры. Вместе с бригадой опытных мастеров еще довоенной школы он возродил интерес к гутной пластике малых форм. Одна из его самых известных композиций — «Беловежская пуща».

В начале 1970-х годов начался новый этап в развитии белорусской школы художественного стекла. Художники, пришедшие в это время, активно экспериментировали с формами, фактурами, цветом и методами работы, создавая ассоциативные композиции. Это отразилось в произведениях Ольги Сазыкиной, Валентины Дзивинской, а также в работах «Отражение» и «Пламя» Татьяны Малышевой. Декоративная композиция «Пламя» действительно похожа на огонь, помещенный в бесцветную емкость.

Художник Анатолий Федорков работал здесь в 1970–1980-х. Он изобрел метод декорирования изделий нитями сульфидного стекла. Этими узорами украшали предметы, предназначенные для выпуска большими сериями. За выполненные в этой технике произведения автор был удостоен Гран-при на Международной выставке стекла и фарфора в Яблонце (Чехословакия) в 1973 году.