Мавры сделали свое дело. Законы красоты Кочубея и Родоканаки
Архитектура Санкт-Петербурга развивалась не только в соответствии с регулярной застройкой, которую инициировали Петр I, Екатерина Великая и многочисленные столичные градоначальники. Она приобретала свои черты, и следуя вкусам владельцев петербургских особняков. А те знали толк в красоте, гармонии и деталях, которые выделяли их дома из сотен других.
В 1790 году один из самых богатых людей России, купец первой гильдии Николай Назарович Солодовников, который принадлежал к могущественной скопческой общине и состояние которого оценивалось в пять миллионов рублей, приобрел недалеко от Английской набережной участок для строительства своей петербургской резиденции. Через три года невзрачный двухэтажный особняк, похожий на коробку из-под табака, которым торговал Солодовников, был готов. Но ничто не вечно – особенно крепкие купеческие деньги: после смерти Николая Назаровича его богатство было похищено, наследники остались ни с чем. Дела династии Солодовниковых пошатнулись, и в середине XIX века дом был продан петербургскому светскому льву, князю Михаилу Викторовичу Кочубею.
Михаил Кочубей с рождения принадлежал к числу «золотой молодежи»: его отец был дипломатом и министром внутренних дел Российской империи, а мать, прекрасная Мария Васильевна Васильчикова, – племянницей екатерининского фаворита Александра Васильчикова, статс-дамой и кавалером ордена Святой Екатерины I степени.
Михаил Викторович начал государственную службу в должности придворного камер-пажа, почти десять лет состоял на воинской службе, после чего вышел в отставку надворным советником и был приближен к императору. С тех пор его карьера стремительно развивалась: к моменту покупки дома близ Английской набережной Кочубей был произведен в гофмаршалы и получил чин действительного статского советника.
Князь решил сделать из некрасивого купеческого дома особняк в стиле раннего итальянского ренессанса и нанял для этого известного архитектора, мастера эклектики Гаральда Боссе. Привыкший к роскоши, Михаил Кочубей требовал от архитектора, чтобы тот использовал самые дорогие материалы и применял самые современные решения. Боссе работал четыре года – с 1853 по 1857-й - и превратил здание в настоящее флорентийское палаццо. Архитектор перепланировал цокольный этаж, сделав его жилым и отделав гранитом, украсил главный фасад узорчатой лепниной, а окна выполнил полукруглыми, декорированными. На Конногвардейский бульвар особняк выходил двухэтажным фасадом, а со стороны двора был трехэтажным: здесь Боссе спроектировал три изящных балкона. На первом этаже он установил сдвоенные окна – первым в Петербурге.
Интерьеры особняка изменились до неузнаваемости: стены и потолки украсились живописными плафонами, в залах появилась золотая лепнина, пилястры с кариатидами, статуи, огромные люстры, кессоны. Здание было снабжено водопроводом и системой отопления, что было большим инженерным достижением того времени. Боссе обнес дворик особняка красивой металлической решеткой, украшенной четырьмя бюстами мавров – мужскими и женскими: они были выточены из черного и белого мрамора. Именно поэтому петербуржцы стали называть особняк князя Кочубея Домом с маврами.
По непонятной причине князь не слишком любил свой красивый дом и редко появлялся в нем. После десяти лет владения особняком Кочубей продал его хозяину кредитно-финансовой компании, одесскому греку Федору (Феодоросу) Родоканаки. Тот прибыл в Россию с острова Хиос, запросил гражданство, уплатил гильдейский взнос и стал российским купцом. С молодых лет Родоканаки жил по принципу: «Если хочешь, чтобы получилось хорошо, делай все сам». Торговал он в основном российским зерном, а, чтобы не зависеть от транспортных компаний, основал собственное пароходство. Затем, чтобы обеспечить безопасность судов и грузов, открыл свою страховую компанию и в конце концов еще и банкирский дом.
Купленный у Кочубея особняк был для Родоканаки способом повысить свой престиж в столице, куда он переехал из Одессы после расширения бизнеса. Купец надстроил второй этаж флигеля, обновил интерьеры, зимний сад переделал в столовую. Строительными работами руководил архитектор Карл Мюллер.
В отличие от Кочубея Родоканаки сделал особняк по-настоящему жилым. Здесь разместилась вся большая семья грека, здесь он и скончался в 1882 году, окруженный любящими домочадцами. Дочери Родоканаки — Ифигения, Ариана и Мария — вышли замуж за греческих предпринимателей, укрепив состояние и имя своего отца, а вот сын Периклис за какие-то пятнадцать лет растранжирил отцовское состояние, поэтому в 1901 году империя Родоканаки оказалась на грани краха.
Наследники Федора Родоканаки владели Домом с маврами вплоть до 1917 года. После революции, когда в особняке разместился военный трибунал, богатое внутреннее убранство было почти полностью уничтожено. В 1960 году Дом с маврами занял салон красоты – один из первых в СССР. Тогда была обновлена вся инфраструктура здания, что не в лучшую сторону изменило его интерьеры. В 1987 году особняк Кочубея был признан памятником архитектуры, а в 1993-м, после удачной реставрации, в результате которой были восстановлены его исторические интерьеры, здание стало объектом культурного наследия федерального значения и попало в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Недавно Главгосэкспертиза России одобрила проект приспособления здания для современного использования. После окончания работ в особняке разместят административно-вспомогательное здание прокуратуры Санкт-Петербурга, а также представительство Генерального прокурора РФ.
Фото: zen.yandex.ru; wikipedia; theplacement.ru; individual-tour.livejournal.com; https://www.an812.ru/