Войти в почту

"Потоп хуже пожара": новая история старого ялтинского дома

РИА Новости Крым, Сергей Георгиев, Дмитрий Гулай.

"Потоп хуже пожара": новая история старого ялтинского дома
© РИА Новости Крым

"Я могу предложить вам чай, кофе и свое радушие", - с задумчивой улыбкой сказал Игорь Петров. Он был главой большого хозяйства. Еще недавно. До ялтинского потопа, в котором он и его семья потеряли почти все.

Этот репортаж должен был быть о том, как Ялта возвращается к нормальной жизни. Но природа внесла коррективы. Сегодня, 28 апреля, Ялта должны были полностью отчистить от последствий большого наводнения. Такую дату озвучивали и глава республики Сергей Аксенов, и министр обороны России Сергей Шойгу, бойцы которого помогают наводить порядок в курортной столице.

"Какой-то хаос застроен!"

Спустя неделю после трагедии Ялта встретила нас грозой и ливнем. "Если с такой силой будет лить еще пару часов, то будет беда… В прошлый раз все так же начиналось", – с тревогой смотрит на стену дождя водитель маршрутки.

За пару часов выпало 20 мм осадков, глава администрации объявляет в соцсетях перекличку с микрорайонами и поселками. Первый сигнал – улицу Вергасова, 12 снова затапливает, пишут местные жители.

…Бежим промокшие через город, уже не разбирая, где лужа, а где поток. Местная речушка напомнила о себе неделю назад, за считанные минуты разрушив все то, что люди наживали годами. Во дворе работают военные и техника, оперативно пытаются расчистить русло, которое каждую секунду заносит камнями и мусором.

Около экскаваторов замечаем главу местной администрации Янину Павленко. Мэра здесь ждали всю неделю, местные зовут ее к себе во двор, чтоб показать потери. Павленко осматривает масштаб подтоплений, разговаривает с людьми, обещает компенсации…

"Вот мы имеем сегодня серьезную зону подтопления. Разве можно было строить эти дома прямо на русле реки? Стратегическая задача сейчас: при разработке всей градостроительной документации города исключить в будущем возможность таких серьезных последствий для людей, - не без эмоций говорит нам Павленко, показывая в сторону пострадавшего дома, где от первого этажа ничего и не осталось. – Мы понимаем, что так будет продолжаться ровно до той поры, пока мы строения эти не уберем и не переселим этих людей в нормальные условия для жизни. Потому что это невозможно: какой-то хаос застроен!".

Да, в Ялте с застройкой хаос, и ему не одно десятилетие. И речь, увы, не об этой многострадальной улице. Но есть отличие. Например, ситуация на Вергасова отличается от ситуации в той же Васильевке, где часть пострадавших домов, построенных на русле речушки, вовсе не имеют каких-либо правоустанавливающих документов. 

Затопленная Ялта

"Чтобы спастись, мне пришлось прыгать в окно"

…Ялтинский дворик с пальмами и магнолией в районе старой застройки. Двухэтажный дом разбит на 16 квартир. В самом дворе уже ничего не напоминает об уюте – песка и щебня нанесло почти на полтора метра, первый этаж уничтожен. К дому приставлена дверь, которой пытались остановить потоп. На ней маркером выписаны слова: "Я знал что будет не легко но не думал что будет так сложно" (орфография и пунктуация сохранены). Это написал военный, который был переброшен сюда для ликвидации затопления. И эта фраза заставляет задуматься… 

Двор на Вергасова, 12 в Ялте

Дом на Вергасова,12 - многострадальный. В 2016 году здесь по вине соседа произошел пожар, серьезно пострадали несколько квартир. Накануне потопа Руслан Петров закончил наконец ремонт в своей квартире, лег спать.

А проснулся он уже в другой реальности…

– Это все случилось в половине седьмого утра, - говорит он. – Отец начал будить, а дом бутовый, я не слышал, пока он не начал стучать камнем по двери. Только тогда проснулся – а в доме уже по колено воды и входная дверь блокирована. Чтобы спастись, мне пришлось просто прыгать в окно, в это течение, в речку, отец меня там поймал и все…

Его квартира приняла удар стихии первой. Воды было столько, что жилье затонуло за считанные минуты, а сила потока была такой, что внутри квартиры снесло несколько стен. Руслан благодарит Бога, что жена с дочкой на несколько дней задержались в Симферополе…

"Когда был пожар, не настолько страшно – мы хотя бы вынесли телевизоры, вещи – все, что было, а сейчас ничего… В чем спал, в том и вылез. На мне все вещи не мои, у меня просто все разбито, все там осталось. Я ничего с собой вынести не мог", – едва сдерживает эмоции Руслан.

Русло меняли сами власти

Да, потоп заострил извечные ялтинские проблемы – хаотичная застройка, нечищеные русла. Но что дальше? Опять и опять раздаются вопросы: насколько компенсация за утраченное имущество покроет убытки.

Местные говорят, дому больше века и стоит он практически без фундамента. Что сейчас с несущими стенами, не будет ли новой беды, если начать откапывать первый этаж? Кстати, слова о хаотичной застройке русла вызывают у жильцов грустную улыбку: русло поменяли сами власти, когда еще при СССР строили рядом 9-этажку. А сейчас речка просто вернула себе свой законный вектор. 

На данном этапе местным власти пообещали по 50 и 100 тыс. рублей на человека в зависимости от масштаба потерь имущества. После пожара давали по 35 тыс. на квартиру, этих денег не хватило, чтобы восстановить даже крышу.

"Дом без фундамента, дом подмытый, дом сожженный, дом наводненный. Что здесь восстанавливать? – говорит брат самого пострадавшего жильца Кристиан Петров. – Здесь ничего не восстановишь, здесь единственный способ для всех нас – дать нам квартиры, переселить, другого выхода не вижу. Мы здесь живем абсолютно законно, у нас все приватизировано. У нас есть на все техпланы, разрешения. Куда нам деваться?"

Мы задали этот вопрос и властям, но они аккуратно отмечают, что пока рано говорить о таком варианте событий.

Неделю назад мы уже писали о проблемной Васильевке. И здесь на Вергасова снова восхищаемся характером людей, взаимовыручкой – спасали все друг друга, а сейчас поддерживают, подбадривают.

Улицу Вергасова в Ялте снова затопило после ливня

Да, эмоциональное напряжение чувствуется. Особенно это видно, когда хозяин осматривает свое уничтоженное жилище. И сложно найти слова, подходящие для ситуации, сложно поставить себя на место пострадавших, переживших пожар, потоп, потерю всего…

Но местные сами находят возможности эмоциональной разгрузки. Кто-то вспоминает "похороненный песком дорогостоящий коньяк", смеется, что так будет интереснее откапывать жилище. Кто-то на крыше "усадил" плюшевого медведя, который тут же стал звездой селфи.

Кот Жижа

И только кот Жижа, уже привыкший к шуму работающей техники, спокойно наблюдает за суетой во дворе его многострадального дома, жильцы которого уже так испытаны на прочность.