Войти в почту

Реставраторы-активисты восстановили символ электродного завода

На Московском электродном заводе открыли восстановленную советскую мозаику. Удивительную историю возвращения давно украденного изображения узнала корреспондент «Вечерней Москвы».

Реставраторы-активисты восстановили символ электродного завода
© Вечерняя Москва

На одной из стен, находящейся на территории завода, недалеко от современных концептуальных граффити расположилось огромное мозаичное панно. На нем три профиля: рабочий, девушка-сварщица и инженер, которые смотрят на аббревиатуру КПСС. А под буквами возвышается Спасская башня Московского Кремля. Фон, что неудивительно, ярко-красный. В лучах солнца — почти огненный. Очень подходит к самой судьбе мозаики: она, как феникс, буквально возродилась из пепла. Точнее — из нескольких фрагментов.

Возвращение мозаики — заслуга трудкоммуны «Вспомнить все». Активисты своими силами восстанавливают старинные вывески и другие исторические элементы города.

— Около года назад в Москве появилось новое кафе, где в интерьере использованы разные винтажные вещи. Когда фото убранства попали в интернет, люди увидели, что на одной из стен висит часть какой-то мозаики. И нашелся москвовед, который опознал в ней мозаику, когда-то украденную с завода, — рассказала руководитель трудкоммуны Наталья Тарнавская.

Владельцы кафе не знали, что панно было украдено. Они купили ее на одном из сайтов барахолок за 15 тысяч рублей.

— В интернете начался спор. Кто-то был за то, чтобы мозаика вернулась на завод, кто-то не видел ничего плохого в том, чтобы она осталась в кафе. Мы связались с кафе и договорились, что заберем и восстановим мозаику, — сказала Наталья.

Потом она решила сообщить руководству завода о находке. Но так как мозаика десятками лет стояла полуразрушенная, ее пропажу не заметили. Кроме того, мало кто знал, что она вообще там когда-то была.

Панно решили реконструировать. Команду реставраторов возглавил художник-мозаичист Богдан Лавриненко.

— Здесь около 16 разных цветов. Только красного несколько оттенков. Есть плитка глянцевая, матовая, с пузырьками. Работа огромная, нам пришлось заказать около 30 килограммов материала. Но здесь есть и старые детали. Для этого мы с волонтерами выкапывали из земли осыпавшуюся плитку. Нам важно было использовать аутентичный материал, — отметил Богдан. Теперь разрушить мозаику будет сложнее. Плиточки стали толще и прочнее.

Историческое место мозаики отличается — она стояла чуть дальше, на отдельной конструкции. Но туда ее вернуть технически невозможно. Картине «выдали» большую стену около входа, где ее увидит намного больше людей.

— Скажем прямо, в мозаике нет уникальности с точки зрения художественного сюжета. Главное — что мозаика вернулась туда, где ей самое место, — подытожила Наталья.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Сергей Юрков, генеральный директор Московского электронного завода:

— Я хотел бы поблагодарить всех людей, которые приложили руку к воссозданию и восстановлению этого прекрасного мозаичного панно. И волонтеров, и реставраторов. К сожалению, долгие годы этот элемент разрушался, но золотые руки людей смогли заново воссоздать эту великую красоту. Я послушал рассказ реставратора, который руководил процессом. Это было увлекательно. Приятно, что есть такие люди. Они не только создают красоту, но и вкладывают в это свою душу. Это очень ценно. Теперь восстановленная мозаика будет находиться на нашем балансе.