Алексей Ученов: Взаимодействие инжиниринговых центров и бизнеса будет развиваться

Работа российских инжиниринговых центров и их роль в обеспечении технологической независимости страны стала одной из самых обсуждаемых тем среди участников международной промышленной выставки «Иннопром-2021» в Екатеринбурге. Об успехах взаимодействия инжиниринговых центров при высших учебных заведениях и промышленности, в том числе в рамках программы импортозамещения, рассказал в рамках выставки заместитель министра промышленности и торговли РФ Алексей Ученов. Напомним, с 2013 года Минпромторг совместно с Минобрнауки России реализует программу по созданию и развитию инжиниринговых центров на базе вузов. Заместитель министра промышленности и торговли РФ Алексей Ученов. Фото: minpromtorg.gov.ru — Алексей Александрович, как вы оцениваете взаимодействие инжиниринговых центров при вузах и промышленности на современном этапе? Какие имеются успехи, проблемы, требующие решения? — Если говорить об успехах, то за период реализации совместной программы Минпромторга и Минобрнауки удалось создать 80 инжиниринговых центров в 40 субъектах Российской Федерации. Общая выручка центров составила более 30 млрд рублей, из которых 23 млрд рублей приходится на реальный сектор. Что касается проблем, то одной из ключевых является ограниченность бизнес-компетенций в научно-образовательном секторе. Центры часто концентрируют внимание на традиционных заказчиках и упускают шанс интеграции в проекты смежных отраслей. Однако общая тенденция свидетельствует об эффективности сотрудничества инжиниринговых центров и бизнеса; я уверен, это взаимодействие будет успешно развиваться. — Обеспечение технологической независимости Российской Федерации — одно из ключевых направлений развития экономики нашей страны. Какие удачные примеры взаимодействия науки и промышленности в решении этой задачи вы можете привести? — В качестве наиболее актуальных достижений могу привести следующие примеры: новый российский электромобиль, созданный с помощью дистанционных технологий (Центр компьютерного инжиниринга, ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого»); биочип для быстрого выявления коронавируса (Инжиниринговый центр «Гибкая печатная электроника и фотоника», ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» им. В. И. Ульянова»); технологии проектирования одежды на основе высокоэластичных материалов из гибких 3D-печатных структур (Инжиниринговый центр инновационных материалов и технологий легкой промышленности, ФГБОУ ВО «Российский государственный университет им. А. Н. Косыгина»). В скором времени данные разработки планируется внедрить в массовое производство. — В рамках круглого стола «Роль инжиниринга в условиях цепочек поставок» обсуждалась тема трансфера и локализации зарубежных технологий. Есть ли примеры удачного внедрения таких технологий, на которые стоит ориентироваться? — Одним из основных инструментов в части трансфера является Международный фонд технологического развития (МФТР). На текущий момент в работе находится 22 проекта, которые претендуют на поддержку по программе «Прямые инвестиции в Российской Федерации». Одобрение уже получили проекты в области химической промышленности и энергетики. Первая инициатива ориентирована на организацию производства инженерных пластиков, вторая — на переработку отходов, третья — на альтернативные источники энергии. После согласования параметров сделок мы анонсируем проекты детально. — На встрече с президентом глава Минпромторга Денис Манутров обозначил, что в работе по импортозамещению акцент будет сделан на разработку собственного сырья, материалов и комплектующих. Можно ли привести примеры решения этой задачи? Задействованы ли в работе инжиниринговые центры при вузах? — Примером решения задачи является совместный пилотный проект ПАО «Газпром нефть» и АНО «Агентство по технологическому развитию» по реинжинирингу аналога предохранительного штифта. Он предназначен для расцепной муфты редуктора. Разработчиком выступил инжиниринговый центр Уральского федерального университета. Изготовлены опытные образцы, ожидается поставка деталей. Такой опыт необходимо тиражировать. Система поддержки импортозамещения Минпромторга будет трансформирована. В ближайшее время мы представим комплекс мер. На первом этапе мы сконцентрируемся на минимизации рисков изменений цепочек поставок, а на втором — перейдем к серийному производству ключевых комплектующих. Важная роль отведена инжиниринговым центрам-разработчикам. Мы отобрали 25 центров с лучшими компетенциями и инфраструктурой, которые станут основой сети для реализации новой программы замещения импорта. — Вы отмечали необходимость перезагрузки «Дорожной карты по инжинирингу и промышленному дизайну», подписанной председателем правительства Российской Федерации Михаилом Мишустиным летом прошлого года. Можно ли сегодня говорить о конкретных направлениях перезагрузки? В чем будет заключаться «более точная настройка механики поддержки развития инжиниринга как отрасли»? — Необходимость перезагрузки обуславливалась растущими потребностями российской промышленности в инжиниринговых услугах. Для того чтобы сформировать фундаментальную основу для развития инжиниринга и промышленного дизайна как отдельной отрасли, в рамках «дорожной карты» можно выделить ряд основных направлений. Первым направлением является «взращивание» отечественных EPC(M)-контракторов. Это позволит российским компаниям (в том числе инжиниринговым) получить доступ к масштабным проектам. Реализация амбициозных задач требует обеспечения отрасли инжиниринга высококвалифицированными инженерными специалистами. Таким образом, мы приходим ко второму приоритету — кадровая компонента. Если говорить о механике, то мы будем внедрять новые стандарты и нормативы, актуализировать комплекс мер поддержки, в том числе в области промышленного дизайна. Беседовал Игорь Комаров Подписывайтесь на канал «Инвест-Форсайта» в «Яндекс.Дзене»

Алексей Ученов: Взаимодействие инжиниринговых центров и бизнеса будет развиваться
© Инвест-Форсайт