Дом, где Пикассо был счастлив. История виллы в Мужене

Прованский городок Мужен, который расположен в девяти километрах от Лазурного берега, знаменит не только тем, что в дни Каннского фестиваля он переполнен кинозвездами мировой величины, но и тем, что здесь находится вилла, на которой двенадцать лет жил Пабло Пикассо. Пресс-служба Главгосэкспертизы России изучила историю и архитектурные особенности знаменитого дома.

Дом, где Пикассо был счастлив. История виллы в Мужене
© Главгосэкспертиза России

Пабло Пикассо называют художником, который изменил искусство, ведь он, как основоположник кубизма, заложил идею «трехмерности» в живописи. За свою жизнь Пабло создал двадцать тысяч работ, которые, кстати, держат своеобразное первенство по популярности среди похитителей искусства. Кроме того, Пикассо – самый дорогой художник в мире. Сегодня его работы продаются на аукционах за сотни миллионов долларов.

Конечно, при жизни он столько не получал. В начале творческого пути, когда Пабло только прибыл из Испании в Париж, денег ему хватило лишь на аренду сарая без света и тепла на площади Равиньян. Тогда Пабло эпатировал соседей тем, что целыми днями ходил в спецовке и в эспадрильях с веревочными подошвами. Свою подругу, молодую художницу Фернанду, он держал в этом сарае практически взаперти, не позволяя выходить на улицу: ревновал. А сам целыми днями пропадал у своего друга-врача в местной больнице, где, представившись гинекологом, изучал анатомию лечившихся там проституток.

Именно в этот период русский миллионер и знаменитый коллекционер искусства Сергей Щукин купил у начинающего художника Пикассо его замечательные картины, которые сегодня можно увидеть в Пушкинском музее Москвы.

Однако юность и бедность вскоре закончились: Пабло Пикассо приобрел известность, добился приличных гонораров за свои работы и смог позволить себе вполне обеспеченную жизнь. У Пикассо всегда была тяга к уютным средиземноморским виллам: вспомним хотя бы замок Гримальди в Антибе, где художник, правда, провел всего полгода, но именно там сегодня находится его знаменитый музей. Или замок Вовенар, расположенный в «сезанновских местах» недалеко от Экс-ан-Прованса: он стал жилищем для Пикассо всего на два года, однако похоронить себя художник завещал именно здесь.

В 1947 году Пикассо окончательно переехал из Парижа на Лазурный берег, а в 1961-м даже Канны показались ему слишком суетливыми и шумными, и художник купил старую виллу в Мужене. Дом располагался рядом с местной церковью, и поэтому носил название (а у всех вилл есть собственное имя) Mas de Notre Dame de Vie.

Покупка дома совпала с восьмидесятилетием художника. Но жовиальный Пабло до самой смерти не чувствовал своего возраста: с появлением в его жизни виллы в Мужене он вошел в новую, счастливую и плодотворную фазу жизни и творчества. Переполненный планами на будущее, Пикассо начал переделывать купленный дом. Это было самое настоящее «приспособление» здания под вкусы и нужды великого художника, потребовавшее немалых средств.

Первым делом он соорудил огромную студию с террасой, откуда открывался потрясающий вид на средневековый Мужен, вдали виднелись Канны, а еще дальше ширилось море. Изначально в доме было 24 комнаты. Для Пикассо это было слишком много, его утомляли переходы из комнаты в комнату, поэтому Пабло снес некоторые перегородки, перепланировав здание общей площадью 800 кв.м.

В Mas de Notre Dame de Vie Пикассо нашел то, что искал все свои последние годы: уединение и покой. Он много работал, рисуя вечерами и ночами и отсыпаясь во время жаркого дня. Так он провел двенадцать счастливых лет, пока не умер здесь же, среди цветущих деревьев и распустившихся цветов, 8 апреля в 1973 года.

Потом произошло немало печальных и трагических инцидентов: борьба за наследство между любовницей Пикассо – Франсуазой Жило, которая родила от Пикассо двоих детей, – и его второй официальной женой Жаклин Рок, которая не имела общих детей с супругом; похороны художника, на которые Рок не пустила близких людей Пикассо; наконец – самоубийство Жаклин в 1986 году.

Тогда несмотря на то, что после смерти ее мужа прошло уже тринадцать лет, на вилле в Мужене все оставалось, как было при жизни Пикассо. Даже очки для чтения великого Пабло лежали там, где он их оставил в последний раз. Наследницей Пикассо оказалась его падчерица, дочь Жаклин Рок от первого брака, Катрин Ютен-Бле. Однако вилла Mas de Notre Dame de Vie тридцать лет простояла пустой: одно время здесь собирались устроить музей, но жители Мужена проголосовали против, так как не желали в свой город наплыва туристов. За домом никто не ухаживал, и он начал разрушаться. И только в 2008-м, когда вилла Пикассо была наконец-то выставлена на торги, она совершенно преобразилась.

Сегодня Mas de Notre Dame de Vie – это комплекс зданий общей площадью 1710 кв.м: летняя кухня, тренажерный зал, спа-центр, гостевой бунгало и домик для прислуги. Главный дом увеличился с 800 до 1215 кв.м. Поместье окружено восемью гектарами сада, где, как и при Пикассо, растут старые оливы и восстановлены оранжереи. Здесь же находится теннисный корт.

Процессом реставрации руководил известный бельгийский архитектор Аксель Вервордт, который поставил для себя задачу: вернуть поместью облик, что был у него при жизни Пикассо, и при этом оснастить его всеми современными удобствами – в том числе и лифтом, хотя в доме всего два этажа. Цель стоила немалых средств и времени: работы длились больше двух лет. Единственное помещение, которое Вервордт не тронул, была мастерская художника: здесь сохранились даже следы красок Пикассо.

Сегодня вилла Пикассо в Мужене стоит больше двадцати миллионов евро.

Фото: style.rbc.ru