Где поет сирин и весь год цветет подснежник. Шесть особняков с узорами на фасадах
Прогулка по центру Москвы может заменить поход в музей. Почему бы не посмотреть на фасады особняков конца XIX — начала ХХ века как на экспонаты? По ним можно изучать историю отечественной архитектуры и дизайна, а по декоративным элементам фасадов — попробовать угадать характер бывших владельцев. На что обращать внимание в первую очередь — в материале mos.ru.
Доходный дом М.В. Сокол: московский сецессион
Почувствовать себя в центре Москвы как в Вене вполне реально. Бывший доходный дом Марии Сокол, расположенный в начале Кузнецкого моста, — произведение архитектурного искусства в стиле сецессион, или венского модерна. Архитектор Иван Машков, по чьему проекту построили дом в 1904 году, явно вдохновлялся работами лидера сецессиона Отто Вагнера.
Фасад дома Сокол пересекают вертикальные лопатки (выступы). На нем выделяются прямоугольные эркеры и витринные окна, а также кованые элементы, характерные для архитектуры модерна в целом и для зданий Вагнера в частности, — плавно изогнутые линии очерчивают балконы, ворота, козырек над подъездом.
Центральный элемент — крупная плавная волюта (завиток) с прорезными скульптурными деталями и ажурными решетками. Чуть ниже, в аттике (глухой высокий парапет над карнизом), расположился, пожалуй, главный декоративный элемент — трехчастная мозаика, изображающая парящего сокола. Огромная птица парит то ли над облаками, то ли над горами, внизу простирается цветущая долина.
Майоликовое панно создал Николай Сапунов — ученик Валентина Серова и Константина Коровина, театральный сценограф, участник объединения «Мир искусства». Панно выполнили по его эскизу на бутырском керамическом заводе «Абрамцево». Оно перекликается по стилю с панно на гостинице «Метрополь», расположенной в нескольких кварталах от доходного дома. Мозаику «Принцесса Греза», украшающую здание гостиницы, сделали по эскизам Михаила Врубеля, его же рельефные изразцы с изображением рыбок украшают доходный дом Сокол.
Домовладелица Мария Сокол до 1917 года сдавала квартиры с третьего по пятый этаж, на первом и втором располагались магазины и конторы. Среди них было итальянское издательство «Данте Алигьери», фотоателье «Шерер, Набгольц и Ко», магазины дамских шляп Пемова и готового платья Якобсон.
Доходный дом Перцовой: мифологические сюжеты
На Пречистенской набережной можно почувствовать себя гостем из будущего в средневековой Руси. Однако сказочный терем из красного кирпича (его еще называют домом-сказкой или домом с крокодилами) построили не так давно — в 1907 году. Проект в неорусском стиле создал художник Сергей Малютин, архитектором выступил мастер московского модерна Николай Жуков, руководил строительством инженер Борис Шнауберг.
Каноны древнерусского зодчества в их работе соединились с канонами модерна — асимметрично расположенными балконами и окнами, башнеобразными выступами. За сказочность отвечают остроконечные крыши, арочные проемы окон, решетка со львами на коньке, шпиль с петухом, кронштейны под балконами в виде змей и драконов (некоторые, впрочем, видят в них крокодилов). Главное украшение дома — майоликовые мозаики с изображением причудливых представителей флоры и фауны славянского фольклора: от сов до птиц гамаюнов. Один из фронтонов украшает панно, изображающее битву быка и медведя. За противостоянием наблюдает солнце — бог Ярило. Это один из сюжетов древнеславянской мифологии, где медведь олицетворяет бога богатства и урожая Велеса, а бык — Перуна, бога-громовержца.
Мозаику сделали по рисункам Малютина, по его же совету заказ на изготовление майолики передали артели «Мурава», созданной молодыми художниками Строгановского училища. У артели тогда почти не было заказов, и она была близка к закрытию. После изготовления мозаики для дома Перцовой художники успешно проработали почти 10 лет.
Дом построили по заказу инженера путей сообщения Петра Перцова для жены Зинаиды. Он был задуман специально для творческой интеллигенции — в разное время там жили художники Роберт Фальк, Александр Куприн, Василий Рождественский, Натан Альтман и другие. В 1908–1909 годах в подвале размещалось легендарное кабаре «Летучая мышь» — любимое заведение московской богемы, где можно было встретить Федора Шаляпина, Владимира Немировича-Данченко и многих артистов Московского художественного театра.
Дом купца Игумнова: оранжевые сирины
Еще один сказочный терем находится на Большой Якиманке — при желании от дома Перцовой до него можно дойти пешком. Дом построили в 1895 году для купца Николая Игумнова, владельца Ярославской большой мануфактуры, по проекту архитектора Николая Поздеева, мастера русской эклектики.
Четырехскатную крышу венчает ажурная решетка. Под искусно украшенными резьбой карнизами расположены пять арочных оконных проемов, середины которых украшают свисающие гирьки — элемент, характерный для русского зодчества XVII века.
Здание построено из голландского кирпича, отделано натуральным резным камнем и украшено изразцами. Созданные на фарфоровой фабрике Кузнецова по рисункам художника-керамиста Семена Масленникова, они сплошной лентой опоясывают здание. На изразцах есть растительные мотивы и изображения птиц, среди которых встречаются синие с короной и оранжевые сирины.
С 2010 по 2014 год прошла масштабная реставрация фасадов и ограды здания, наибольшую сложность вызвали как раз изразцы. Незначительно поврежденные восстанавливали на месте, утраченные заменяли новыми, изготовленными по аналогам. Объект стал лауреатом конкурса Правительства Москвы «Московская реставрация» в номинации «За лучший проект реставрации».
Особняк Листа: подводный мир
Гуляя по Смоленскому бульвару, обязательно сверните в Глазовский переулок. Здесь находится особняк, считающийся первым московским зданием в стиле модерн. Его построил в 1899 году архитектор Лев Кекушев для своей семьи, но вскоре продал московскому предпринимателю Отто Листу.
Двухэтажное здание асимметрично, что характерно для модерна. Оконные проемы имеют закругленные углы. Небольшая колонка из черного гранита на лоджии, массивный цоколь и каменные растительные орнаменты относятся к стилизованным мотивам романского зодчества, а мозаичные фриз и панно — элементы декора, характерные для модерна. Кстати, этот особняк — единственное здание Кекушева с мозаикой.
На фризе изображены подснежники на золотом фоне, которые образуют волнообразный орнамент. Панно изображает сцену из подводного мира: вокруг водорослей-цветов плавают рыбы, на передний план выползает усатый рак. В правом нижнем углу — монограмма W.W. Возможно, это инициалы Вильяма Валькота, сотрудника бюро Кекушева. Некоторые свои графические работы он подписывал именно таким образом.
Особняк Рябушинского: огромные орхидеи и ирисы
Спустя четыре года после здания — московского пионера модерна на Малой Никитской появилось, пожалуй, самое причудливое строение в этом стиле. «Ни одной честной линии, ни одного прямого угла», — так об особняке Степана Рябушинского отзывался Максим Горький, которого советская власть поселила здесь в 1931 году после возвращения с острова Капри.
Все, что так не нравилось пролетарскому писателю, сегодня может только восхитить. Стены, входы и балконы асимметрично выступают, создавая разные кубические объемы, — здание как бы разрастается в стороны и вверх, подобно растению. Все окна имеют индивидуальную форму, рамы и решетки балконов перекликаются с завитками кованой ограды в форме набегающей волны или ракушки.
Одно из главных украшений дома — мозаичный фриз с изображением орхидей и ирисов. Цветы получились огромными — Шехтель любил крупные растительные детали. Его сын вспоминал, как архитектор много раз ездил на рынок в поисках определенного сорта орхидей. После он расставлял их под разным светом, чтобы сделать наброски. В мозаику вставлены кусочки золотистой смальты, поэтому на солнце она мерцает.
Особняк Беляева: маки и сакура
Любители мозаичных цветов могут также отправиться на прогулку по Таганскому району. Здесь на перекрестке Яузской улицы и Рюмина переулка расположен дом с маками. Особняк в стиле модерн перестроили из здания XVIII века в 1903 году по заказу галантерейщика Дмитрия Беляева.
Проектировал здание ученик Федора Шехтеля Александр Галецкий. Фасад облицован серо-зеленой керамической плиткой, два ряда оконных проемов оформлены изгибающимся поясом. По всему подкарнизному пространству тянется декоративный элемент, в котором чередуются цветущие ветви сакуры и маскароны нимф Лорелей. Кованые перила балкона на угловой башенке выполнены в виде ирисов и тюльпанов.
Но главные цветы, давшие дому неофициальное название, расположились на мозаичном панно «Маки на закате» на торце здания со стороны бывшего сада. Панно заказали на венецианской фабрике муранского стекла. Считается, что маки на доме символизируют четыре периода жизни человека. Сверху панно обрамляет лепнина из гирлянды красных цветов с венками и лентами.