Обычный Петербург: почему есть смысл пойти на экскурсию по жилым домам
Для каждого туриста и, как бы ни было удивительно, многих коренных жителей архитектура Санкт-Петербурга — она же её визитная карточка — связана с бирюзой Зимнего в стиле барокко, классицистическими дворцами и замками с пропорциональными колоннами, Исаакием и триумфальными арками в лучших традициях ампира. Неудивительно, что среди признанной всеми дворцовой роскоши доходные дома и коммуналки с не менее богатой историей выглядят совсем непримечательно.
«Слово и Дело» пообщалось с Федором Грибковым — экскурсоводом по питерскому модерну, одним из первых инициаторов неформального туризма — и выяснило, что такое гражданская архитектура и в каком состоянии она сейчас находится.
Несмотря на разночтения, чаще всего под гражданской архитектурой подразумевают здания, построенные для жилых целей. Эти объекты отличаются от культовых, военных, промышленных, общественных построек прежде всего тем, что люди их реже всего воспринимают как искусство в силу обиходности, а следовательно — такие здания находятся в худшем состоянии на фоне остальных.
Болевой точкой гражданской архитектуры по праву можно назвать модерн. Сооружения конца XIX — начала XX века часто не входят в сферу изучения специалистами, выглядят менее претенциозно с эстетической точки зрения, чем раскрученные в учебниках по истории дворцы и храмы. В Санкт-Петербурге можно найти около 400 модернистских памятников архитектуры. Доминанты — Дом компании «Зингер», Елисеевский магазин, Витебский вокзал, «Астория», театр им. Андрея Миронова. Однако чаще всего это доходные дома, которые принадлежали дворянам, а после были национализированы с приходом советской власти, а также коммунальные квартиры, появившиеся в результате уплотнений с приходом той же самой власти.
Как понять, что перед вами модерн
Здания в стиле модерн создавались в первую очередь с намерением стать отличными от исторически сложившихся классических архитектурных примеров. Преемственность между классикой и подходом начала XX века можно разглядеть только в большом количестве декоративных элементов. В остальном зодчие старались органично совместить художественные детали и рациональные конструкции, которые выполняли утилитарные функции.
«Обычно модерн объясняют как отсутствие границ и свободу стиля. Это особая подвижная в пространстве пластика, использование новых отделочных материалов, таких как гранит, штукатурка, глазурованный кирпич, черепица. Важно: растут в объемах оконные проемы, потому что одна из главных задач модерна — наличие естественного солнечного света», — объясняет Федор Грибков.
Как живут в провинции
О зодчестве городов на периферии России мало что написано и рассказано — тем более о гражданской архитектуре начала XX века. Хотя облик центральных улиц этих городов более чем на 60% состоит из застройки этого периода!
Как отмечает Фёдор Грибков, модерн сам по себе регионально зависим, и основные различия связаны с этажностью зданий, наличием или отсутствием торговых помещений на первом этаже, преобладанием того или иного строительного материала. Из посещенных им мест самыми показательными по своей архитектуре оказались Самара (там находится единственный в России Музей Модерна), Краснодар, Ростов-на-Дону, Тамбов. Следующим пунктом назначения исследователь выбрал Воронеж: он отправится туда в конце июля для съёмок шестого сезона программы «Русский модерн» на YouTube. Кроме того, Фёдор готовится к публикации своей работы под названием: «Провинциальный модерн в европейской части России».
Там, где мы есть: кто угрожает гражданской архитектуре
Деньги
Вернее, их неправильное распределение. Так, подавляющее количество зданий начала XX века должны быть внесены в реестр объектов культурного наследия, следовательно, ответственность за их содержание лежит на государстве. Оно обязано проводить плановое обследование фасадов и выделять средства из государственного бюджета на реставрацию. Для наглядности: за 2020–2021 годы правительству Петербурга нужно было реализовать 2 млрд рублей — в этом году одна треть этой суммы была потрачена на ремонт Троицкого и Казанского соборов, памятника Николаю Первому, Аничкова дворца, других знаменитых сооружений, находившихся и до этого не в самом плачевном состоянии.
«У Дома Зингера с офисом "ВКонтакте" намного больше шансов, чем у деревянного дома, в котором живут неблагополучные семьи»
Иногда исторический объект неоправданно дорого возрождать. В этом случае его разбирают и строят из современных материалов. Такая история типична для деревянного зодчества.
Расположение
Объекты гражданской архитектуры, которые располагаются на центральных проспектах, как правило, находятся в приличном состоянии. Особенно в столичных городах — Питере и Москве. До незнакомых и малопросматриваемых улочек государство и туристы добираются крайне редко.
«Когда к чемпионату проводили реставрацию в разных городах, здания, долгое время стоявшие в "лесах", часто просто сносились. Перед этим они снимались с регионального учёта за неимением достаточных оснований для того, чтобы считать эти дома историко-культурными памятникам. Так было с игорным домом А. И. Троицкого в Нижнем Новгороде. Правда, на его месте возвели что-то отдаленно похожее».
Люди
Популяризация гражданской архитектуры необходима для того, чтобы общественный интерес стал весомой причиной помогать зданиям. Федор Грибков считает, что с момента появления неформальных экскурсий число интересующихся жилым фондом прошлого столетия постоянно растёт. Сейчас гиды устраивают квесты, лазания по крышам, брождения по парадным — и людям это нравится, они начинают самостоятельно погружаться в тему гражданской архитектуры.
Кроме того, появляются организации, помогающие реставрировать памятники архитектуры. Так, в Санкт-Петербурге действует объединение «Гэнгъ» во главе с краеведом Алексеем Шишкиным, которое занимается расчисткой керамических печей, плитки, отмывкой парадных.