Сохраняя наследие: что реставрируют в мастерских центра имени Грабаря

Ежегодно коллекции музеев Москвы и России пополняются экспонатами, отреставрированными в мастерских Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени академика И.Э. Грабаря, юбилей создателя которого отмечается в этом году. Труд специалистов позволяет увидеть предметы прошлого такими, какими они были и 100, и 200, и тысячи лет назад. Многие мастерские центра уникальны и не имеют аналогов в стране. О наиболее интересных из них — в материале mos.ru.

Сохраняя наследие: что реставрируют в мастерских центра имени Грабаря
© Mos.ru

Отдел реставрации керамики

Здесь реставрируют все виды материалов, которые относят к керамике, — фарфор, фаянс, бисквит, полуфарфор, каменную массу. Кроме того, сотрудники мастерской специализируются на реставрации стекла.

«Недавно мы закончили очень сложную реставрацию экспоната из Московского Кремля сосуда железного века второй половины I тысячелетия до нашей эры, который был найден при раскопках. Он поступил в руинированном состоянии: это были фрагменты разной формы. При подборе фрагментов друг к другу мы отсеяли порядка семи, которые оказались просто камешками», рассказывает заведующая мастерской художник-реставратор высшей категории Екатерина Шаркова.

На фрагментах горшка наблюдались значительные коррозийные наслоения. Их необходимо было удалить. В итоге открылся настоящий цвет глины, который был совершенно неоднородным. Дальнейшим этапом стала склейка фрагментов: удалось сложить венчик и донце и выяснить таким образом диаметр сосуда. После склейки подходящих друг к другу частей осталось множество «висячих» фрагментов, которые не имели мест крепления. Встал вопрос о реконструкции, которая визуализировала бы форму.

«При таком большом количестве утрат восполнения превышали бы 50 процентов от поверхности всего сосуда. А существует этическое правило в реставрации не восполнять, если более 50 процентов отсутствует. Было решено создать поддерживающую форму из глины, на которую можно наложить и закрепить на поверхности с помощью клея все сохранившиеся аутентичные фрагменты. И теперь посетители музея с легкостью представят, как именно выглядел этот древний сосуд».

Что касается стекла, то в мастерской отреставрированы такие экспонаты, как фонарь в помпеянском стиле из Музея В.А. Тропинина и две оконные ширмы в стиле шинуазри из музея-усадьбы «Останкино». Эти ширмы были созданы по заказу графа Николая Петровича Шереметева и предназначались для украшения интерьеров.

В данный момент в мастерской находятся предметы из разных музеев России. Среди них императорская дворцовая фарфоровая ваза, этнографический материал из пористой керамики, археологическое стекло и многие другие интересные экспонаты, которые вскоре будут отреставрированы и возвращены в музеи.

Отдел реставрации кожи и археологического текстиля

Мастерская по реставрации кожи и археологического текстиля уникальна тем, что она первая и единственная не только в Москве, но и во всей России. Руководит мастерской художник-реставратор высшей категории Наталья Синицына.

Здесь реставрируют в том числе кожаные предметы из этнографических коллекций российских музеев. Важная часть работы мастерской — обучение молодых специалистов и археологов, которые взаимодействуют с предметами еще на этапе раскопок, а также создание методики, с помощью которой̆ можно было бы проверить все существующие способы реставрации кожи и научно их обосновать.

Самый значимый объект, попадавший в руки специалистов мастерской, — это вышитое панно I века до нашей эры. Его подняли в 2009 году со дна кургана могильника Ноин-Ула (Северная Монголия). Сейчас этот памятник находится под охраной ЮНЕСКО.

«Трудно было представить, что из груды глины можно извлечь текстиль. Для этого потребовалось аккуратно снять излишки глины с поверхности, после чего осторожно размывать глину и расправлять фрагменты текстиля с помощью маленького шпателя. Тонкий материал после очистки для укрепления был наложен на дублировочную ткань и пришит иглой. Уникальное вышитое панно из курганов хунну, которому более двух тысяч лет, обрело новую жизнь», рассказывает Наталья Синицына.

Специалисты мастерской отреставрировали множество экспонатов из некрополя русских цариц Вознесенского монастыря Московского Кремля. Это кожаный пояс княгини Евдокии Донской, пинетки, детские сапожки, туфли, плетеные кресты. Все они были сильно деформированы, загрязнены.

А недавно в мастерской проходило реставрацию кресло Ивана Тургенева из усадьбы Спасское-Лутовиново.

«Оно ранее уже было отреставрировано, а вторичная реставрация на самом деле в десятки раз сложнее, чем первичная, так как для начала нужно определить составы и материалы, которыми пропитывался или склеивался материал. Уже на этапе поиска дублировочной кожи мы никак не могли найти вариант, который бы подходил по фактуре, имел тиснение. Тогда был придуман способ: тонкая кожа смачивалась, на нее накладывалась плотная кожа с рельефом. В итоге все утраченные фрагменты удалось восполнить», объясняет реставратор.

Отдел реставрации предметов резной кости

Эта мастерская появилась в 1962 году и связана с именем Маргариты Козиной, которая создала в центре имени Грабаря новое направление работы — реставрацию произведений из резной кости. Именно Козина первой в стране начала работать с предметами, выполненными из кости, рога, китового уса, перьев страуса, перламутра, твердых пород дерева, морской пенки и многих других. С 2003 года мастерской заведует ученица Маргариты Николаевны — художник-реставратор высшей категории Лариса Гетьман.

География музеев, сотрудничающих с мастерской, крайне обширна. Всего за годы работы специалистами было отреставрировано более двух тысяч памятников из музеев не только Москвы, Подмосковья, но и множества регионов страны. В реставрации были и археологические предметы из кости, и живописные миниатюры на кости, веера с перьями и перламутром, резные ларцы, шкатулки, иконы, посохи и многое другое. 

К числу значимых работ мастерской относится реставрация комода, принадлежавшего актрисе Малого театра Марии Ермоловой, из собрания Центрального театрального музея имени А.А. Бахрушина. Основание комода изготовлено в конце XIX — начале XX века, а костяной декор характерен для первой половины XIX века.

«В этом проекте участвовали не только все сотрудники мастерской, но и реставратор мебели. Комод поступил к нам со значительными пылевыми загрязнениями, которые проникли в структуру дерева и кости. На комоде для украшения неким мастером был сделан накладной ажурный декор, многие детали его были утрачены. В процессе реставрации была укреплена конструкция, удалены сложные загрязнения, восполнены многочисленные утраты костяного декоративного орнамента согласно всем принятым реставрационным нормам», рассказывает Лариса Гетьман.

Отдельным направлением работы мастерской стала реставрация русских, западноевропейских и восточных вееров. К примеру, веер бризе из Музея А.С. Пушкина собран из пластин слоновой кости, украшенных резьбой, фольгой и живописью. Он был изготовлен в Германии во второй половине XIX века. Когда веер поступил в мастерскую, все его пластины были загрязнены, покрыты пятнами и трещинами, живопись потерта. Необходимо было восполнить утраченные фрагменты кружевного прорезного орнамента.

«Очень хотелось сохранить воздушность, легкость, невесомость веера. Поэтому для восполнения я выбрала материал, близкий к оригиналу, кость бивня мамонта. Выпиливание ажура самая ответственная операция, которую выполняют на специально приспособленной доске ласточкин хвост ювелирным лобзиком. Созданные вручную пластинки нужно было подогнать под авторские с идеальной стыковкой шва, а также провести дублировку создать второй поддерживающий слой для пластин. В итоге экспонат приобрел экспозиционный вид, сохранив свою ажурную привлекательность и возможность складываться», отмечает специалист.

Всероссийский художественный научно-реставрационный центр имени академика И.Э. Грабаря ведет свою историю с 10 июня 1918 года. За это время его сотрудники сохранили тысячи памятников искусства, в том числе иконы соборов Московского Кремля, иконы «Богоматерь Владимирская» и «Троица» кисти Андрея Рублева, живопись и графику из собраний Дрезденской галереи и галереи Уффици, экспонаты из коллекций Государственной Третьяковской галереи, Пушкинского музея и многих других.