Дома на колесах — от СССР до наших дней

##### РАФ-4 В 1958 году Рижская автобусная фабрика (РАФ) показала опытный прицеп-дачу РАФ-04. Он представлял собой металлическую будку, внешние панели которой были унифицированы с микроавтобусами РАФ-08 и РАФ-10, а элементы подвески — с ГАЗ-М20 «Победа». Весил кемпер около тонны, поэтому о какой-либо нормальной его эксплуатации с легковыми автомобилями тех времен не могло быть и речи. Между тем само появление такого прицепа в конце 50-х годов прошлого века — факт, в общем-то, удивительный.

Дома на колесах — от СССР до наших дней
© Motor.ru

Кстати, цифра в названии — это количество человек, которые там могли разместиться. Жилой модуль был организован по принципу купе в железнодорожном вагоне: спинки диванов поднимались и фиксировались, чтобы получить четыре полноценных спальных места. Ещё в РАФ-4 был предбанник, с кухонным блоком и ящиками для хранения посуды и вещей, и керосиновая лампа с термоэлектрическим преобразователем, от которой можно было запитать радиоприёмник.

Позже были попытки делать кемперы на агрегатах микроавтобусов РАФ-2203 «Латвия». На фотографии — единственный «длинный» прицеп РАФ с подъемной секцией крыши, который своими силами сконструировали и собрали несколько работников предприятия.

Судя по снимку салона, внутри кемпер мало отличался от РАФ-04: те же четыре спальных места и две зоны, жилая и тамбур. В серию ничего из этого не пошло, а по-настоящему «массовым», будучи одновременно дефицитным, стал прицеп-палатка [«Скиф»](https://motor.ru/news/skif-ussr-camper-26-07-2021.htm).

##### Скиф В рекламной брошюре 1970-х годов, когда и началось производство Скифов, их называли дачей с верандой, общей площадью 13 квадратных метров. Прицепы подходили к любому легковому автомобилю и превращались в домик на колёсах за две-три минуты. Ещё 15–20 минут требовалось на сбор веранды. Хранить Скиф можно было в гараже: он ставился вертикально, на буферы заднего борта, и занимал всего метр.

Конструкция позволяла использовать прицеп для перевозки грузов, а в разложенном виде Скиф принимал «на борт» троих взрослых и двух детей, при желании превращаясь в столик для быстрого перекуса на пути к заветному морю. Мобильную палатку с колёсами от мотоколяски выпускали около 20 лет, но по комфорту она, разумеется, была далека от зарубежных кемперов.

##### Лодка-прицеп «Дон» В комментариях на «Моторе» можно встретить такое утверждение: те, у кого был Скиф, — мечтали о «Доне». Изготовленная из дюраля лодка-прицеп обладала поистине впечатляющей широтой применения, поэтому-то её так жаждали заполучить любители автопутешествий. В зависимости от ситуации «Дон» мог стать и домиком на берегу водоёма, и быстроходным мини-катером — для этого кормовая часть отстегивалась и использовалась только носовая.

Серийное производство уникальной лодки-прицепа «Дон» началось в 1978 году на Горьковском авиационном заводе имени Серго Орджоникидзе. В положении «дача» это был двухкомнатный кемпер на четырех человек, но при установке подвесного мотора лодка превращалась в плавучую «хижину» для любителей рыбалки и водных развлечений.

##### Автоприцеп-дача 375 В начале 1990-х, как раз на излёте СССР, Ростовское вертолётное производственное объединение (нынешний Роствертол) организовало выпуск автоприцепов-дач 375. Это был полноценный трейлер, сделанный по образу иностранных аналогов, причём, используя опыт постройки вертолётов, его склепали из алюминиевых листов поверх металлического каркаса. Была у 375-го и ещё одна особенность — тормоз наката.

Мебельные гарнитуры внутри кемпера тоже были сделаны из алюминия и вдобавок приклепаны к стенкам кузова, чтобы во время движения они ненароком кого не придавили. Обеденная зона при желании трансформировалась в спальню, но такую аскетичную, что без декора она больше походила на каюту в подводной лодке.

##### Прицеп-дача МАЗ-8132-011 В 1991 году на Минском автозаводе приступили к выпуску прицепа-дачи МАЗ-8132, лицензионной копии югославской «Адрии». Внутри трейлера имелись четыре спальных места, туалет и даже кухонный блок с газовой плитой и мойкой.Дмитрий Гладкий (АвтоOnliner)

При этом и умывальник, и мойку в МАЗ-8132-011 снабдили водяными насосами производительность около четырёх литров в минуту. Они работали на стоянках от сети с напряжением 220 вольт или в пути от 12-вольтового аккумулятора.

##### Автодом Lada Granta Ну а дальше пошло-поехало. И пусть дома-прицепы так и не стали популярными, кемперы в России начали строить из всего, что подвернётся под руку. Например, фирма Люкс Форм готова превратить в дом на колёсах Ладу Гранту.

И даже там будет базовый набор удобств: два спальных места, кухня с мойкой, холодильником и плитой, гардероб и ванная комната. А ещё два бака для воды, чистой и «серой», пятилитровый нагреватель и панель управления всем этим хозяйством, которая покажет в том числе уровень наполнения биотуалета.

##### Автодом УАЗ Профи Есть и такой вариант: автодом на шасси УАЗ Профи. Причём на грузовичок можно водрузить и базовый стеклопластиковый модуль, и версию с увеличенной высотой — тогда внутрь поместится опускаемая кровать — и даже с подъёмной крышей.

Внутри такого кемпера хватит места для установки кухонного блока с портативной плитой, мойкой и баком с чистой водой; совмещенного душа и туалета; дивана-трансформера и подъемной кровати; шкафа для вещей и стола.

##### Автодом УАЗ Байкал УАЗ Байкал — тоже детище Люкс Форм. Кемпер построен на базе УАЗ СГР и предлагает несколько вариантов надстройки крыши: её можно оставить стационарной либо сделать подъемной, освободив место под ещё одно спальное место.

Салон внедорожника предлагают организовать по своему усмотрению. К примеру, установить модульную мебель, компактную кухню, шкафчики для походного скарба. Но туалета в Байкале не будет, вместо этого предусмотрена ниша под перевозку портативного унитаза.

##### Автодом ГАЗ-66 Обещали вам «Шишигу»? Вот она. Этот таёжный дом на колёсах стал героем видео, снятого нашими друзьями из ПриветТачка. Но прежде чем перейти по [ссылке](https://motor.ru/lab/gaz-66-video.htm), вот пара вводных: на машине, разумеется, сохранился полный привод с самоблокирующимися дифференциалами и система центральной подкачки шин, плюс появились арочные внедорожные колёса, куча вспомогательной светотехники и жилой кунг.

Внутри — газовая плита, мойка, отлично укомплектованные спальные места, обеденный столик, магнитола и кнопки управления внешним освещением, чтобы можно было без страха выйти ночью на свежий воздух.

##### Бонус На фото — американский Airstream Pottery Barn Special Edition Travel Trailer длиной 8,5 метра и начальной ценой в 145 500 долларов, или 10,6 миллиона рублей. Спецверсия трейлера построена в кооперации с сетью товаров для дома Pottery Barn и вдохновлена палитрой цветов тихоокеанского побережья США.

Внутри Эйрстрима есть мини-кухня с мойкой из нержавеющей стали и выполняющей роль крышки разделочной доской из ореха, дубовый обеденный стол и полноценный угловой диван с небольшим складным столиком. В зависимости от пожеланий клиента, трейлер могут оборудовать двумя односпальными либо одной двуспальной кроватью с постельным бельём из дышащего и износостойкого бельгийского льна.

Пандемия коронавируса подкосила целые отрасли, в том числе внешний туризм. Но зато способствовала развитию внутреннего. Яркий пример тому — бум, который переживает рынок кемперов, или домов на колёсах. Причём отголоски роста популярности автомобильных путешествий слышны и в России: за прошлый год продажи трейлеров и моторхоумов в нашей стране выросли в полтора раза! По этой причине мы хотим вспомнить, с чего всё началось. В частности, какими были дома на колёсах в СССР и к чему всё пришло: современные кемперы на базе УАЗ Патриот, Лада Ларгус и легендарной советской «Шишиги». Ну а первым в нашем списке будет РАФ-04.