Войти в почту

Хотели как лучше: самые курьезные случаи плохой реставрации в Поволжье

Пловец-гермафродит История с мозаичным пловцом со стены бассейна «Чайка» – один из самых известных реконструкционных провалов в Нижнем Новгороде. С советских времен здание автозаводского дома физкультуры «Торпедо» украшало изображение обнаженного атлета, бодро гребущего в лазурных волнах. Над ним среди облаков гордо реял буревестник. И висело это панно вплоть до 2018 года, пока здание не решили обновить. Сделали это строители весьма странно: старую мозаику сняли, а вместо нее на стене появилось то, что проигнорировать нижегородцы просто не смогли. На обновленной картине, сменившей советскую мозаику, красовался выполненный в стиле примитивизма голый пловец неизвестного пола. Антропоморфное создание одновременно было лысым и имело внушительный бюст – нижегородцы сразу же обозвали его гермафродитом. Добивала зрителя жирненькая чайка, реющая над беднягой на фоне квадратного облака, напоминающего табурет. От величия советского прошлого не осталось и следа – зато мастер подарил городу новый великолепный мем. Автозаводцы шутку не оценили – осыпали проклятиями художника и его семью до седьмого колена, а заодно и подрядчиков, и заказчика работ. Народный гнев возымел успех – безумную кавер-версию мозаики закрасили за одну ночь. Еще какое-то время стена простояла голой и серой, и только в 2020 году там начали восстанавливать первоначальное мозаичное изображение. На этот раз – без авторских интерпретаций. Дом с носатыми авгурами Следующая история тоже родом из Нижнего Новгорода, и она, увы, не такая веселая. В 2019 году город лишился уникального дома и объекта культурного наследия из-за кривой реконструкции. Частный инвестор, купивший здание, сначала забросил его, а затем не справился с восстановительными работами. Известный буквально всем нижегородцам «Шахматный дом» существовал на улице Пискунова как минимум с середины 19 века. Позже владелец придал ему черты модерна и использовал под игорный дом. Есть даже легенда, что владелец здания, Александр Троицкий, очень любил играть здесь в шахматы на деньги – отсюда и народное название. Облик дома был примечателен, в первую очередь, тем, что фасад хозяин украсил его двумя головами авгуров – существ с головами львов – которые склонились над шахматной доской. А еще у здания была необычная дверь в форме подковы. Настоящая городская достопримечательность. До 2009 года здесь находилось городское управление культуры, затем здание забросили. Через четыре года городские власти решили передать его в частные руки – к несчастью градозащитников, это оказались руки бизнесмена Вагана Багдасаряна. Новый хозяин дома изо всех сил не делал ничего для сохранения ОКН. Его даже пытались принудить сделать это через суд – но тщетно. Проект реконструкции появился лишь в 2018 году и сразу же вызвал нарекания градозащитников – их, конечно, собственник не послушал и начал работы. В ходе работ здание было уничтожено полностью, авгуров сняли и убрали до лучших времен. Позже здание выстроили заново на том же месте, но, как водится, не без изъянов. В частности, бедные авгуры после реставрации обзавелись любопытной формы носами. В 2021 году Багдасарян заявил, что после штрафов и смены подрядчика планирует закончить реконструкцию здания к ноябрю. Однако жители Нижнего Новгорода и градозащитники уже не верят, что Шахматный дом удастся восстановить в первоначальном облике. Упрощенная муза Третья нижегородская история карательной реставрации произошла в канун 800-летия. На этот раз досталось скульптуре музы около Театра комедии на Большой Покровской, главной улице города. Муза много лет отлично себя чувствовала и даже получила в 2001 году вместе со зданием театра госпремию за оригинальные архитектурные решения. Но модернизаторы добрались и до нее. Обновленной мифической героине будто бы понизили качество картинки: складок на хитоне и других деталей стало существенно меньше, танцевальное движение, в котором застыла муза, стало неуклюжим. Изменилась и фигура женщины – теперь у нее нет ни груди, ни какого-либо изящества. Современное искусство вместе нестареющей классики. Первыми преображение музы не оценили градостроители – глава правления союза архитекторов Нижегородской области Зоя Рюрикова резко раскритиковала новый вид статуи в соцсетях. А там и жители подтянулись – с предложениями несчастную гречанку отдать на разбор блогеру и урбанисту Илье Варламову, приезжавшему на днях в Нижний Новгород. Молчит только городская администрация – нам не удалось добиться от нее никакой оценки происходящего. Но больше всего удивила реакция нижегородской администрации. Там журналистам «ФедералПресс» рассказали, что в рамках капремонта входной группы театра реконструировали по причине аварийности только колонну, на которой пляшет муза – а саму статую якобы никто и не трогал. По мнению сотрудников муниципалитета, изменение облика Талии архитекторам и градозащитникам просто померещилось. Сайдинг во спасение Последнее нижегородское архитектурное чудо из тех, что мы хотим показать вам сегодня – это дом культуры в деревне Щепачиха близ Тумботина. В селе на 250 человек населения центр просвещения успешно ветшал десятилетиями, ожидая ремонта. Но такого старое здание в стиле классицизма точно вообразить не могло: силами местных властей его буквально упаковали в сайдинг целиком. Вместе со своими, страшно сказать, классическими колоннами. Вместе с крышей и анфиладой. Вместе с, как минимум, полувековой историей. А местная чиновница это все еще и усугубила хвалебным постом в Фейсбуке. Как, мол, хорошо сделали, деревенский люд в восторге, еще 35 домов культуры так будем реставрировать. Позже под волной критики свое мнение ей пришлось изменить. Серый паразит Наконец, пора посмотреть на выдающиеся реконструкции не только Нижегородской области, но и других регионов. Например, с интереснейшим дополнением к историческому особняку отличилась Самара. С 1868 года до недавнего времени дом с торговой лавкой мещанина Долгушина выглядел как красивое старинное здание, коим и являлся. В 2014 году его вывели из реестра ОКН, и предприниматели пошли вразнос. Над купеческими хоромами был надстроен уродливый, серый и совершенно не сочетающийся с архитектурой изначального здания паразит. Причем когда паразита строили – дом еще являлся ОКН, и данное издевательство выдавалось за реставрацию здания и модернизацию под современные цели. Наглость почти нижегородского масштаба! Потому что он черный И под конец пройдемся по достижениям Казани. Столица Татарстана в целом не блещет вырвиглазной архитектурой, но вот изрядных масштабов скандал разгорелся здесь в прошлом году из-за одного небольшого исторического домика. А все потому, что строеньице хозяин решил приспособить под стильный крафтово-пивной бар, и покрасил его в черный. Целиком. По доброй традиции этого мира, на домишко тут же обрушился шквал ненависти и порицания. В итоге за пивнушку вступаться пришлось аж Варламову. Тот отметил, что с черным цветом все хорошо: раньше домик был заброшен и выглядел печально и ободрано – а сейчас обрел стиль. Да и, мол, в Средневековье, что ли, живем – черного бояться? Правда, за вырезание лишней и нарушающей тектонику здания двери блогер хозяев бара куснул все-таки. И за вывеску еще, и за дешевые двери, и за несимметричность. В общем, всем досталось – и градозащитникам, и бизнесменам, и комментаторам на погоны. «Нет архитектурному расизму! Black buildings matter!», – добавляет в конце Варламов. И вот как с ним поспоришь? Фото:MOD Russia / via Globallookpress.com, группа «Типичный Нижний Новгород» Вконтакте / typical_nn/vk.com,проект «Культурология» / kulturologia.ru,Анна Давыдова / facebook.com,сайт «Достопримечательности Нижегородской области» / autotravel-nn.ru,Зоя Рюрикова / facebook.com,Ольга Щетинина / facebook.com,интернет-журнал «Другой город» / drugoigorod.ru,блог Ильи Варламова / varlamov.ru.

Хотели как лучше: самые курьезные случаи плохой реставрации в Поволжье
© РИА "ФедералПресс"