Улица как выставка. Гуляем по Пречистенке
Почему бы не превратить прогулку выходного дня в экскурсию? Предлагаем посмотреть на привычные здания по-новому — как на интересные экспонаты выставки под открытым небом. В материале mos.ru — сведения об архитектурных особенностях домов и их прежних владельцах, а также маленькие детали, за которыми скрываются интересные подробности.
Городская усадьба Хрущевых — Селезневых: дом со львами и Одиссеем
Улица Пречистенка, дом 12/2, строения 1, 2
Величественное здание в стиле ампир, в котором располагается основной корпус Государственного музея А.С. Пушкина, — одно из главных украшений Пречистенки. Усадьба была построена вскоре после пожара 1812 года для отставного гвардии прапорщика Александра Хрущева. Предположительно, дом возвели по проекту Доменико Жилярди и Афанасия Григорьева — архитекторы восстановили многие здания, пострадавшие от огня.
Здание расположено углом и имеет два фасада — оба оформлены как парадные. Фасад, выходящий на Пречистенку, украшен портиком с шестью ионическими колоннами (их капители сделаны в виде завитков — волют). Восемь таких же колонн расположены на фасаде, выходящем на Хрущевский переулок. На фронтоне со стороны Пречистенки красуется барельеф с изображением двух львов, держащих дворянский герб Селезневых. Он появился во второй половине XIX века — Селезневы владели усадьбой с 1860-х годов. Лепнина в виде львиных голов есть и над частью окон со стороны Пречистенки.
Главное украшение второго фасада — барельефы со сценами из жизни Одиссея, расположившиеся за портиком. Персонаж предстает перед нами в трех сценах: прощание с Итакой в начале Троянской войны, встреча с Ахиллом и возвращение на родину. Фасад завершается треугольным фронтоном, украшенным барельефом в виде венков.
Историки до сих пор не могут сказать точно, бывал ли Пушкин в доме, где сегодня расположен его музей. У семьи Хрущевых, которая владела усадьбой во времена поэта, был обширный круг знакомств, и теоретически Александр Сергеевич мог быть гостем на одном из вечеров.
История музейных зданий. Заглядываем в усадьбу Хрущевых — Селезневых
Калабуховский дом: здание с литературной славой
Улица Пречистенка, 24/1
Бывший доходный дом совершенно точно хранит воспоминания о пребывании в его стенах одного из классиков русской литературы ХХ века. В 1916 году здесь гостил у родственников Михаил Булгаков. Позже присатель прославил его, сделав местом действия повести «Собачье сердце».
Писатель поселил в нем профессора Филиппа Филипповича Преображенского. Прототипом героя стал дядя Булгакова по материнской линии, врач Николай Покровский. Название «калабуховский дом», придуманное Булгаковым, созвучно с бывшим названием Чистого переулка (Обухов). Есть и другая версия — под именем Калабухова писатель зашифровал архитектора Семена Кулагина, который спроектировал и построил этот дом. После выхода романа оно прижилось — дом неофициально называют калабуховским.
— Это вас вселили в квартиру Федора Павловича Саблина?— Нас, — ответил Швондер.— Боже! Пропал калабуховский дом! — в отчаянии воскликнул Филипп Филиппович и вплеснул руками.
Дом, построенный в 1904 году, заслуживает внимания не только благодаря литературной славе — это пример архитектуры модерна. Первый этаж облицован рустом, окна второго этажа украшены портиками с полуколоннами. На втором и третьем этажах — узенькие балкончики с изогнутыми решетками. На фасаде, выходящем в Чистый переулок, расположены два высоких окна, которые объединяют второй и третий этажи.
Доходный дом Е.А. Костяковой: флейты Пана и арфы
Улица Пречистенка, дом 9
Поклонники Булгакова знают, что на Пречистенке есть еще одно здание, связанное с «Собачьим сердцем». Возле доходного дома Евдокии Костяковой — на углу пересечения Пречистенки со Всеволожским переулком — профессор Преображенский встречает замерзшего и голодного Шарика. Во времена Булгакова на первом этаже здания располагался магазин Центрохоза, который упоминается в начале повести. Булгаков часто бывал здесь — одним из жителей дома был его друг, художник группы «Бубновый валет» Борис Шапошников.
Пятиэтажный доходный дом в форме буквы Г был построен в 1910 году для купчихи и благотворительницы Евдокии Костяковой. Автор проекта неизвестен, но предполагается, что это либо Густав Гельрих, либо Николай Жерихов.
Фасады оформлены в неоклассическом стиле с добавлением элементов, характерных для модерна (угловой эркер с третьего по пятый этаж и женские маскароны). Стены украшают пилястры (плоские вертикальные выступы, напоминающие колонны) с ионическими капителями. На уровне второго этажа между окнами расположены барельефы с изображениями античных музыкантов: можно разглядеть мужчин, играющих на флейтах Пана и двойных жалейках, и женщину с арфой.
История дома, как и его экстерьер, связана с музыкой. Здесь жил композитор Александр Гольденвейзер, у которого часто бывали в гостях известные музыканты и композиторы Сергей Рахманинов, Сергей Танеев и Николай Метнер.
Легенды в камне: что расскажут дома Пречистенки
Дом Долгорукова: коринфские колонны
Улица Пречистенка, дом 19/11, строение 1
Еще одно здание с античными мотивами расположено на углу с Сеченовским переулком — это дом Долгоруковых. Центральную часть фасада украшает шестиколонный ионический портик. Переходы между главным зданием и флигелем обозначают коринфские колонны (с капителями, украшенными стилизованными листьями аканта). На стенах на синем фоне расположена лепнина в виде растительного орнамента, масок и сцен из древнегреческой мифологии.
Сложная форма дома (он кажется бесконечно длинным) объясняется перестройкой, в результате которой под одной крышей оказались главное здание и два флигеля усадьбы XVIII века. Кто был ее архитектором — неизвестно. Чертежи нового здания были найдены в «Архитектурных альбомах» Матвея Казакова, поэтому некоторые исследователи приписывают ему авторство проекта. После пожара 1812 года усадьбу предположительно восстанавливал итальянский архитектор Франческо Кампорези. Семья Долгоруковых, имя которых дом носит сегодня, владела им с конца XVIII века до 1840-х годов.
Позже дом перестраивали много раз. В XIX веке в нем располагалась 1-я Московская гимназия, Александро-Мариинское училище, основанное Варварой Чертовой («чертовское училище») и позже ставшее Александро-Мариинским институтом. В советское время здание находилось в ведомстве Рабоче-крестьянской Красной армии. Сегодня здесь расположен музейно-выставочный комплекс Российской академии художеств «Галерея искусств Зураба Церетели».
Гимназия Поливанова: меандр и пегасы
Улица Пречистенка, дом 32/1, строения 1–3, 7–8
Во второй половине XIX века на Пречистенке были две известные гимназии — мужская (Льва Поливанова) и женская (Софьи Арсеньевой). Гимназия Арсеньевой занимала особняк Давыдова (Пречистенка, дом 17/10). Согласно легенде, между гимназистами и гимназистками часто вспыхивали романы по переписке. Влюбленные якобы обменивались посланиями, тайком помещая их в карманы учителя математики, который преподавал в обеих гимназиях.
Здание, в котором располагалась гимназия Льва Поливанова, построили в 1820 году на месте сгоревшей усадьбы Талызиных. Вероятно, автором проекта был Федор Соколов. Каменная усадьба строилась для нового владельца — гвардии корнета Павла Охотникова. В 1879-м здание перешло во владение купцов Пеговых, которые сдавали его в аренду под гимназию.
Усадебный комплекс состоит из главного Т-образного здания, находящегося на красной линии Пречистенки, двух флигелей и двух служебных корпусов. Фасад главного дома симметричен, в его центре расположен восьмиколонный портик, который венчает фронтон с лепниной. Между колоннами расположены барельефы с изображениями сцен из древнегреческой мифологии, под ними — полоска с меандром, орнаментом в виде ломаной под прямым углом линии, характерным для древнегреческого изобразительного искусства. По обеим сторонам от портика на втором этаже — длинные балконы, кронштейны которых украшены лепниной в виде причудливых пегасов и масок.
Сегодня в здании расположены художественная школа № 1 имени В.А. Серова, музыкальная школа № 11 имени В.И. Мурадели, концертный зал и творческие мастерские. Можно заглянуть и во внутренний дворик усадьбы — полукруглые постройки (бывшие конюшни) создают замкнутый островок тишины и уюта. Он украшен вазонами с цветами, скульптурами и бюстами, которые срисовывают в погожие дни юные художники.