Звёзды
Психология
Еда
Любовь
Здоровье
Тесты
Красота
Гороскопы
Мода

Улица как выставка. Гуляем по Пречистенке

Почему бы не превратить прогулку выходного дня в экскурсию? Предлагаем посмотреть на привычные здания по-новому — как на интересные экспонаты выставки под открытым небом. В материале — сведения об архитектурных особенностях домов и их прежних владельцах, а также маленькие детали, за которыми скрываются интересные подробности.

Улица как выставка. Гуляем по Пречистенке
Фото: Mos.ruMos.ru

Видео дня

Городская усадьба Хрущевых — Селезневых: дом со львами и Одиссеем

Улица Пречистенка, дом 12/2, строения 1, 2

Величественное здание в стиле ампир, в котором располагается основной корпус Государственного музея А.С. Пушкина, — одно из главных украшений Пречистенки. Усадьба была построена вскоре после пожара 1812 года для отставного гвардии прапорщика Александра Хрущева. Предположительно, дом возвели по проекту Доменико Жилярди и Афанасия Григорьева — архитекторы восстановили многие здания, пострадавшие от огня.

Здание расположено углом и имеет два фасада — оба оформлены как парадные. Фасад, выходящий на Пречистенку, украшен портиком с шестью ионическими колоннами (их капители сделаны в виде завитков — волют). Восемь таких же колонн расположены на фасаде, выходящем на Хрущевский переулок. На фронтоне со стороны Пречистенки красуется барельеф с изображением двух львов, держащих дворянский герб Селезневых. Он появился во второй половине XIX века — Селезневы владели усадьбой с 1860-х годов. Лепнина в виде львиных голов есть и над частью окон со стороны Пречистенки.

Главное украшение второго фасада — барельефы со сценами из жизни Одиссея, расположившиеся за портиком. Персонаж предстает перед нами в трех сценах: прощание с Итакой в начале Троянской войны, встреча с Ахиллом и возвращение на родину. Фасад завершается треугольным фронтоном, украшенным барельефом в виде венков.

Историки до сих пор не могут сказать точно, бывал ли Пушкин в доме, где сегодня расположен его музей. У семьи Хрущевых, которая владела усадьбой во времена поэта, был обширный круг знакомств, и теоретически Александр Сергеевич мог быть гостем на одном из вечеров.

Калабуховский дом: здание с литературной славой

Улица Пречистенка, 24/1

Бывший доходный дом совершенно точно хранит воспоминания о пребывании в его стенах одного из классиков русской литературы ХХ века. В 1916 году здесь гостил у родственников . Позже присатель прославил его, сделав местом действия повести «Собачье сердце».

Писатель поселил в нем профессора Филиппа Филипповича Преображенского. Прототипом героя стал дядя Булгакова по материнской линии, врач . Название «калабуховский дом», придуманное Булгаковым, созвучно с бывшим названием Чистого переулка (Обухов). Есть и другая версия — под именем Калабухова писатель зашифровал архитектора Семена Кулагина, который спроектировал и построил этот дом. После выхода романа оно прижилось — дом неофициально называют калабуховским.

— Это вас вселили в квартиру Федора Павловича Саблина?— Нас, — ответил Швондер.— Боже! Пропал калабуховский дом! — в отчаянии воскликнул Филипп Филиппович и вплеснул руками.

Дом, построенный в 1904 году, заслуживает внимания не только благодаря литературной славе — это пример архитектуры модерна. Первый этаж облицован рустом, окна второго этажа украшены портиками с полуколоннами. На втором и третьем этажах — узенькие балкончики с изогнутыми решетками. На фасаде, выходящем в Чистый переулок, расположены два высоких окна, которые объединяют второй и третий этажи.

Доходный дом Е.А. Костяковой: флейты Пана и арфы

Улица Пречистенка, дом 9

Поклонники Булгакова знают, что на Пречистенке есть еще одно здание, связанное с «Собачьим сердцем». Возле доходного дома Евдокии Костяковой — на углу пересечения Пречистенки со Всеволожским переулком — профессор Преображенский встречает замерзшего и голодного Шарика. Во времена Булгакова на первом этаже здания располагался магазин Центрохоза, который упоминается в начале повести. Булгаков часто бывал здесь — одним из жителей дома был его друг, художник группы «Бубновый валет» .

Пятиэтажный доходный дом в форме буквы Г был построен в 1910 году для купчихи и благотворительницы Евдокии Костяковой. Автор проекта неизвестен, но предполагается, что это либо Густав Гельрих, либо Николай Жерихов.

Фасады оформлены в неоклассическом стиле с добавлением элементов, характерных для модерна (угловой эркер с третьего по пятый этаж и женские маскароны). Стены украшают пилястры (плоские вертикальные выступы, напоминающие колонны) с ионическими капителями. На уровне второго этажа между окнами расположены барельефы с изображениями античных музыкантов: можно разглядеть мужчин, играющих на флейтах Пана и двойных жалейках, и женщину с арфой.

История дома, как и его экстерьер, связана с музыкой. Здесь жил композитор Александр Гольденвейзер, у которого часто бывали в гостях известные музыканты и композиторы , и Николай Метнер.

Дом Долгорукова: коринфские колонны

Улица Пречистенка, дом 19/11, строение 1

Еще одно здание с античными мотивами расположено на углу с Сеченовским переулком — это дом Долгоруковых. Центральную часть фасада украшает шестиколонный ионический портик. Переходы между главным зданием и флигелем обозначают коринфские колонны (с капителями, украшенными стилизованными листьями аканта). На стенах на синем фоне расположена лепнина в виде растительного орнамента, масок и сцен из древнегреческой мифологии.

Сложная форма дома (он кажется бесконечно длинным) объясняется перестройкой, в результате которой под одной крышей оказались главное здание и два флигеля усадьбы XVIII века. Кто был ее архитектором — неизвестно. Чертежи нового здания были найдены в «Архитектурных альбомах» , поэтому некоторые исследователи приписывают ему авторство проекта. После пожара 1812 года усадьбу предположительно восстанавливал итальянский архитектор Франческо Кампорези. Семья Долгоруковых, имя которых дом носит сегодня, владела им с конца XVIII века до 1840-х годов.

Позже дом перестраивали много раз. В XIX веке в нем располагалась 1-я Московская гимназия, Александро-Мариинское училище, основанное Варварой Чертовой («чертовское училище») и позже ставшее Александро-Мариинским институтом. В советское время здание находилось в ведомстве Рабоче-крестьянской Красной армии. Сегодня здесь расположен музейно-выставочный комплекс Российской академии художеств «Галерея искусств Зураба Церетели».

Гимназия Поливанова: меандр и пегасы

Улица Пречистенка, дом 32/1, строения 1–3, 7–8

Во второй половине XIX века на Пречистенке были две известные гимназии — мужская (Льва Поливанова) и женская (Софьи Арсеньевой). Гимназия Арсеньевой занимала особняк Давыдова (Пречистенка, дом 17/10). Согласно легенде, между гимназистами и гимназистками часто вспыхивали романы по переписке. Влюбленные якобы обменивались посланиями, тайком помещая их в карманы учителя математики, который преподавал в обеих гимназиях.

Здание, в котором располагалась гимназия Льва Поливанова, построили в 1820 году на месте сгоревшей усадьбы Талызиных. Вероятно, автором проекта был . Каменная усадьба строилась для нового владельца — гвардии корнета . В 1879-м здание перешло во владение купцов Пеговых, которые сдавали его в аренду под гимназию.

Усадебный комплекс состоит из главного Т-образного здания, находящегося на красной линии Пречистенки, двух флигелей и двух служебных корпусов. Фасад главного дома симметричен, в его центре расположен восьмиколонный портик, который венчает фронтон с лепниной. Между колоннами расположены барельефы с изображениями сцен из древнегреческой мифологии, под ними — полоска с меандром, орнаментом в виде ломаной под прямым углом линии, характерным для древнегреческого изобразительного искусства. По обеим сторонам от портика на втором этаже — длинные балконы, кронштейны которых украшены лепниной в виде причудливых пегасов и масок.

Сегодня в здании расположены художественная школа № 1 имени В.А. Серова, музыкальная школа № 11 имени В.И. Мурадели, концертный зал и творческие мастерские. Можно заглянуть и во внутренний дворик усадьбы — полукруглые постройки (бывшие конюшни) создают замкнутый островок тишины и уюта. Он украшен вазонами с цветами, скульптурами и бюстами, которые срисовывают в погожие дни юные художники.