«Уйдут десятилетия»: эксперты оценили идею сделать Калининград «15-минутным» городом
Глава администрации Калининграда Елена Дятлова озвучила идею выстроить городскую структуру таким образом, чтобы все могли добраться до самых важных социальных объектов не более, чем за 15 минут пешей прогулки. Где инициатива уже реализована и что думают эксперты, в материале «Клопс».
Что за концепция?
В первую очередь это пешеходная доступность. Город должен быть поделен на несколько микрорайонов, в которых можно найти всё, что нужно для жизни: за 15 минут реально добраться (не на автомобиле) до поликлиники, школы, магазина, работы, парка, спортплощадки и так далее.
Где уже используют?
Концепцию продвигают в столице Франции — Париже. По плану властей крупные улицы закроют для автомобилей, загруженные перекрестки станут пешеходными зонами, вместо стоянок обустроят детские площадки и городские огороды. Стратегия используется в планировании нидерландских Гронингена и Утрехта.
Из российских городов концепцию поддержала Москва. Для реализации там работает программа «Мой район». Смысл тот же: в доступности детский сад, школа, больница, ресторан, торговля, рабочие места.
Что думают эксперты о реализации идеи в Калининграде
Аркадий Гершман, урбанист
«15 минутный город — урбанистическая идея, которую все подхватывают, потому что она кажется такой замечательной, но мало кто понимает её истоки. Под такую концепцию нужно полностью перестраивать градостроительные, транспортные планы. Как я понимаю, у Калининграда вообще никаких концепций нет. Пока это просто хотелка.
Для реализации плана 15-минутного города придётся полностью перестроить спальные районы Калининграда, на что уйдёт 15-20 лет. Сейчас они полностью не приспособлены для смешанного развития, так как строились именно как спальники. Нет рабочих мест, как и пространства для бизнеса. Нужно делать пристройки или точечную застройку, которые у нас так боятся. Для реализации задуманного нужно уплотнять застройку. Кроме того, придётся возвращать все пешеходные переходы, которые так радостно убирали по требованию ГИБДД. И вряд ли гаишники этому обрадуются».
Яна Мерцалова, выпускник программы «Архитекторы.рф»
«Концепция — один из передовых ключевых подходов в формировании устойчивых городов. Наличие точек притяжения, социальных объектов и транспорта — лишь часть инструментов, которые предполагается использовать. Предполагается и развитие велопешеходной инфраструктуры. Важно для Калининграда, что она должна быть связанной. Рельеф и климат Калининграда позволяют это сделать, тем более, что запрос у горожан существует очень высокий. Не стоит забывать про безбарьерную среду, которой пользуются самые разные слои жителей».
Николай Мельков, транспортный инженер
«Идея хорошая, но есть проблемы с реализацией в российских реалиях. За свой 15-летний опыт в проектировании могу сказать, что у нас в городах систематически отходят от норм требования доступности. Если эту ситуацию постараться переломить, это будет здорово, но надо понимать, что на это могут уйти годы, а, возможно, и десятилетия. Мы не сможем за год начать строить необходимые здания или отнять имущество у других, чтобы размещать там какие-то объекты».
Весной власти решили создавать точки притяжения в Калининграде, чтобы жители массово не уезжали на побережье каждые выходные.