АрхитЕбург "Уралинформбюро" на площадке "Атмосферы"

За качество озеленения общественных и дворовых пространств горожане привыкли спрашивать с муниципальной власти и управляющих компаний. А с недавних пор на этом участке городской жизни появились новые, весьма активные игроки: ландшафтные дизайнеры и крупные девелоперы.

АрхитЕбург "Уралинформбюро" на площадке "Атмосферы"
© Уралинформбюро

Плоды их совместных трудов можно увидеть воочию не только в закрытых дворах элитных новостроек, но и, к примеру, на площадке фестиваля ландшафтного искусства "Атмосфера", который завершился Екатеринбурге. В рамках мероприятия активно обсуждались проблемы озеленения крыш, паркингов и стилобатов в условиях Урала.

Как сообщила "Уралинформбюро" организатор фестиваля, директор компании "Территория ландшафтных решений Green Park" Юлия Сорокина, список застройщиков, активно участвующих в зеленом благоустройстве улиц Екатеринбурга и собственных новостроек, довольно велик. Среди них "УГМК-Застройщик", "Форум-групп", "Атлас-Девелопмент", ГК ПИК, Корпорация "Маяк".

Выставочный стенд жилого комплекса "Архитектон", который возводит "Маяк" на пересечении улиц Декабристов и Белинского, стал украшением площадки "Атмосферы-2021". Как ранее рассказывало "Уралинформбюро", Green Park собирается оформить зеленую зону новостройки в "конструктивистском" стиле, подобрав растения особым образом по форме и цвету.

Стенд ЖК "Архитектон" на фестивальной площадке "Атмосферы-2021". Фото: пресс-служба Корпорации "Маяк"

Какие подходы и технологии применяются в Екатеринбурге при озеленении жилых комплексов и какие "бонусы" они могут принести городу, агентство узнало от ведущих "ландшафтников" и застройщиков Екатеринбурга.

- Можно ли сказать, что ландшафтный дизайн стал органичной и неотъемлемой частью девелоперских проектов, реализуемых в Екатеринбурге? Или эти две сферы пока существуют автономно друг от друга, по принципу "захотел застройщик — озеленил двор, не захотел — не озеленил"?

Ландшафтный дизайнер Ольга Новицкая:

- Тенденция такова, что без ландшафтного дизайна уже невозможно себе представить передового девелопера или застройщика. Это новая реальность.

Вице-президент Корпорации "Маяк" Марина Сухановская:

- Так как архитектура "Архитектона" "заявилась" именно как переосмысление конструктивизма, то и ландшафтный дизайн должен гармонично сочетаться с ней. Поскольку стилобат "Архитектона" выходит на улицу, то получается "тройная" связь архитектуры, ландшафтного дизайна и городской среды, связанных одной парадигмой.

Концепция ЖК "Архитектон" предусматривает масштабное озеленение дворового пространства. Рендер: пресс-служба Корпорации "Маяк"

Так как стройка — сфера очень регламентированная, у нас есть определенные ограничения и обязанности: в зависимости от количества жителей запроектировать определенное количество площадок для детей, взрослых, для парковок и так далее. Этого требуют строительные нормы и правила. Мы даже экспертизу не пройдем, если не будем их соблюдать!

Составить генплан, рассчитать и разметить места для детских-взрослых площадок и автостоянок — задача архитекторов и генпланистов. А когда эта часть работы выполнена, приходит очередь ландшафтного дизайнера, которому мы даем техническое задание на озеленение, опять же с учетом всех возможных ограничений.

"Ландшафтник" решает, как высадить деревья-крупномеры на стилобат, как создать для корневой системы оптимальную толщину почвенного слоя, где оборудовать искусственные зеленые холмы. Ландшафтный дизайнер определяет конкретные растения для посадки, цвета этих растений, форму площадок для озеленения.

Руководитель направления развития территорий АО "Специализированный застройщик "РСГ-Академическое" Юлия Сазыкина:

- Сложно согласиться с тем, что ландшафтный дизайн - явление новое. Возможно, в последнее время эти технологии стали активнее и ярче обсуждать, чаще демонстрировать. В Академическом районе Екатеринбурга ландшафтный дизайн – один из инструментов, который используется при благоустройстве территории.

При этом надо понимать разницу в масштабе – одно дело, когда застройщик решает вопрос озеленения локально, в пределах одного двора, другое – когда речь идет о территории района. А наша территория, надо сказать, очень сложная: на месте современных кварталов раньше был пустырь, здесь высокая ветровая нагрузка, сложные почвы, пространство облагораживается с нуля. Поэтому благоустройство в целом и использование технологий ландшафтного дизайна — всегда результат совместной работы дизайнера, проектировщика, специалистов по озеленению и возглавляющего процесс застройщика.

Предполагаемое озеленение кварталов "Девятый" и "Школьный" в Академическом. Фото: пресс-служба РСГ "Академическое"

Генеральный директор компании "УГМК-Застройщик" Евгений Мордовин:

- Озеленение с применением креативного ландшафтного дизайна – это ключевой элемент благоустройства дворовой территории всех объектов "УГМК-Застройщик". Мы идем от потребностей резидентов: жителю современного мегаполиса хочется чаще бывать на природе, гулять среди растений, любоваться на них, дышать свежим воздухом. Поэтому зеленые дворы, а также озеленение прилегающих общественных пространств мы сделали одним из своих стандартов девелопмента. В этом нам помогает именитый партнер - "Территория ландшафтных решений Green Park". Что касается технологий, в приоритете – специально подобранные растения для создания дворов с wow-эффектом, обрамленные экологичными материалами: натуральным деревом и природной галькой.

- Какими принципами руководствуется ваша компания при ландшафтном озеленении дворовых и общественных пространств? Какая мотивация стоит во главе угла: забота об эстетике дворового пространства, желание улучшить экологию на территории, которую вы взялись осваивать?

Марина Сухановская:

- Принципы озеленения в каждом конкретном случае диктует место. И тут единственное возможное ограничение, как я уже сказала, — строительные нормативы по количеству площадок. Если они соблюдены, все остальное может уже подлежать дискуссии.

Главная цель ландшафтного дизайнера — сделать так, чтобы жильцу дома среди этих деревьев и цветов было хорошо. Если человека запустить в лес, где растут только секвойи, он будет ощущать себя маленьким и незащищенным. А хорошо будет чувствовать себя там, где структура озеленения трехъярусная: трава, кустарники, деревья. А еще для комфорта жильцам нужен интересный дизайн дворового пространства: чтобы не везде сплошные прямые дорожки, а есть и закругленные, чтобы при виде такого дизайна "играла фантазия", особенно там, где запланирована, например, площадка для детских игр.

Но есть еще и финансовая сторона вопроса. Ведь крупномеры стоят дорого, хотя у них больше шансов прижиться, больше запас прочности. Не забудем и о цене квадратного метра: если бюджет проекта "высокий", то при озеленении застройщик может позволить себе больше фантазии. Если бюджет скромный, благоустройство не будет хуже, но придется высаживать более молодые деревья, которым требуется больше времени "на вырост". И получается, что, сделав сразу полноценное озеленение, в котором уже можно жить, мы как бы "покупаем" время их роста.

Юлия Сазыкина:

- Для нас, как застройщика, важно создание качественного современного продукта, который будет отвечать запросам и потребностям наших покупателей. При этом надо понимать, что и компания "РСГ-Академическое", и управляющая компания района решают не локальную задачу озеленения отдельного двора. Вопрос благоустройства комплексный: в районе формируются большие зеленые массивы, например, Преображенский парк, обустраиваются общественные территории – аллеи, пешеходные зоны и благоустраиваются дворы. Все это в целом формирует так называемый "зеленый каркас" района.

Кедровая аллея в жилом квартале Академического района

- Какие растения, на ваш взгляд, лучше всего подходят для ландшафтного озеленения дворов наших новостроек, учитывая не самый мягкий климат Урала? Можно ли высаживать во дворах нехарактерную для региона флору? Если да, то какие конкретно виды, и какой уход таким растениям необходим?

Ольга Новицкая:

- При озеленении дворов мы учитываем несколько факторов: находится ли двор на стилобате, каков там инсоляционный режим, какова концепция самого ЖК. Подбор растений осуществляем исходя из этих факторов, но их ассортимент исключительно устойчивый к нашей климатической зоне и, как правило, уже проверенный нами на собственном опыте. Эксперименты здесь крайне редки, обусловлены конкретными задачами и оговорены заранее. Стараемся подбирать растения, не требующие особого ухода.

Чаще всего в озеленении ЖК применяются липа мелколистная, яблоня ягодная, берёза повислая, рябина, клён остролистный и клён приречный гиннала, разные виды сирени (обыкновенная, венгерская или Меера), сосна обыкновенная и горная, ель обыкновенная и колючая, разные сорта можжевельников, гортензий и спиреи, кизильник блестящий, а также злаки и многолетние растения.

Пирамидальные ели на площадке "Атмосферы-2021"

Марина Сухановская:

- Наши подрядчики, занимающиеся озеленением, выбирают для дворов растения, способные легко прижиться в нашем климате, на твердой поверхности стилобата и которые смогут гармонировать с архитектурным обликом новостройки. Например, на фестивале "Атмосфера" мы выбрали для стенда пирамидальные ели. Они имеют форму конуса и идеально прямые линии и могут хорошо подойти для благоустройства "конструктивистского" двора ЖК "Архитектон".

Кроме того, нам нравится, что они вечнозеленые. Летом все деревья смотрятся красиво, а надо еще посмотреть, как эволюционирует внешний облик дерева в разные сезоны, как он будет сочетаться с архитектурными формами здания, выходящими на передний план. Хотя и среди лиственных деревьев есть такие, что, даже теряя листья по осени, очень хорошо смотрятся на фоне белого снега благодаря своей красноватой или коричневой коре. Думаю, на первый план при благоустройстве двора "Архитектона" выйдут малые архитектурные формы, вечнозеленые деревья или деревья лиственные, которые способны яркой расцветкой своих стволов и веток украсить двор в любое время года.

Евгений Мордовин:

- Мировой тренд в озеленении пространств — акцент на не требующие ухода дикоросы. Эксперты предложили нам от этого тренда отказаться и реализовать концепцию "всегда цветущий двор". Для этого потребовалось использовать яблони, липы, ели, гортензии, спиреи, розы, сирень, рябину и ряд других. Они отличаются долгим цветением — с ранней весны до самой поздней осени. К тому же имеют разный цвет коры и меняют оттенок листьев – цветовая гамма двора постоянно меняется, это необычно и красиво. Помимо деревьев и кустарников во дворах высажены цветы, причем некоторые клумбы выполнены под уклоном. Все это и создает wow-эффект. Сорта преимущественное местные, уральские. Так, на набережной Исети рядом с ЖК "Макаровский" мы высадили плакучие ивы морозоустойчивого сорта "ива свердловская извилистая коллекции Шабурова №2", а также яблони. Через несколько лет здесь получится красивая аллея для прогулок.

В ЖК "Нагорном" предполагается озеленить не только дворы, но и крышу стилобата. Рендер: пресс-служба "УГМК-Застройщик"

- Может ли красиво озелененный двор или прилегающей территория активизировать продажи квартир в новостройке?

Марина Сухановская:

- Конечно, может! Сделано много исследований на тему того, насколько качественный дизайн двора, мест общего пользования, зеленых насаждений влияют и на цену квадратного метра, и на скорость продаж. А когда квартиру покупают семейные пары (в "Архитектоне" запланировано много "семейных" квартир с большим метражом), последнее слово, как правило, всегда остается за женщиной. Она, как известно, любит глазами и сделает выбор в пользу двора с комфортной атмосферой, в которой легко и приятно жить.

Юлия Сазыкина:

- Озеленение само по себе продажи не активизирует. А вот продукт, неотъемлемой частью которого является современное благоустройство, создание комфортного городского пространства, где жители могут отдыхать, общаться и с удовольствием проводить время, для покупателя весьма привлекателен. Причем важны не только эстетические характеристики (двор выглядит красиво), но также и функциональные, и экологические достоинства.

Один из дворов ЖК "Нагорный". Фото: пресс-служба "УГМК-Застройщик"

Евгений Мордовин:

- Дворы с озеленением и ландшафтным дизайном сегодня являются очень важным фактором, который сильно влияет на выбор покупателей конкретного жилого квартала или комплекса. То, что называется must have. Соответственно, чем больше внимания и инвестиций застройщик будет уделять благоустройству и озеленению дворов, тем привлекательнее будет объект для целевой аудитории.

Беседовал Евгений СУСОРОВ