Вазочки для конфет на фасаде и пчелиные соты на окнах. Как идет реставрация дома Абрикосовых

Фасад дома Абрикосовых на Малой Красносельской улице известен всей стране. Именно он изображен на упаковке знакомого всем с детства шоколада. Однако мало кто видел, как внутри выглядит здание, построенное в стиле модерн в 1902 году. Витражные плафон и окна, кованые перила и паркетные узоры, камин и живопись на фризе — это только часть элементов, которые украшают интерьеры.

Вазочки для конфет на фасаде и пчелиные соты на окнах. Как идет реставрация дома Абрикосовых
© Mos.ru

Сейчас идет комплексная реставрация дома Абрикосовых. Над проектом трудятся около 10 человек — пять архитекторов-реставраторов и группа инженеров, на самом объекте работают несколько десятков. Завершить реставрацию планируют до конца 2022 года, а после этого здание откроют для москвичей.

 

Из краснокирпичного в нежно-оливковый

Двухэтажный особняк был построен Борисом Шнаубертом, одним из представителей московского модерна, по заказу купца Алексея Ивановича Абрикосова. Центром композиции стал нависающий над главным входом угловой эркер, а под окнами второго этажа можно увидеть изогнутые лепные детали в виде вазочек для конфет. Пластичность фасада, которая свойственна модерну, подчеркнута оградой с коваными волнообразными элементами на крыше дома.

 

 

Как уточняют реставраторы, потребовалось снять 14–15 слоев с каждой детали фасада, чтобы увидеть первоначальный цвет. Зданию практически 120 лет, и только первые 20 из них дом был оливкового цвета. Кстати, стены в доме тоже будут покрашены в оттенки зеленого, как и было задумано изначально автором проекта.

 

Основные работы по реставрации фасадов завершили в конце прошлого года.

Пчелиные соты на окнах и живописный плафон на потолке

Сейчас в самом разгаре восстановление интерьеров дома, поэтому внутреннее оформление пока трудно оценить. Полы закрыты фанерой, стены ждут восстановления авторской штукатурки и покраски, а витражные окна еще не вернули на место. Специалисты говорят, что отреставрированные пять окон эркера второго этажа установят до конца года. Они оформлены стеклами розового и медового оттенков в виде пчелиных сот.

Но даже в такой рабочей обстановке заметны черты модерна. На второй этаж, где находилось жилье владельцев, ведет полувинтовая лестница с коваными плавными перилами и каменными ступенями. Здесь же есть витражное окно, небольшая часть которого была утрачена. Его еще предстоит отреставрировать.

Перед входом в парадную сделан небольшой балкончик с метлахской плиткой на полу (она тоже пока закрыта фанерой).

«Очень красивый ковер из метлахской плитки дошел до наших дней в хорошей сохранности, он будет отреставрирован, а утраченные элементы будут воссозданы. Есть предположение, что возможно здесь располагались музыканты, когда в парадных анфиладах проходили балы», — говорит Алена Казарова.

В гостиной отреставрируют камин, который был расписан альфрейной живописью (росписью штукатурки под камень), а в соседней комнате установят витражный плафон диаметром 3,2 метра. На его восстановление у реставраторов ушло полгода. Сейчас со стороны невозможно определить, какие элементы витража были отреставрированы, а какие воссозданы специалистами.

 

Также удалось восстановить латунные кремальеры на окнах (запорные механизмы). До наших дней дошли только ручки, остальные части конструкций воссоздали реставраторы. Еще предстоит установить вторую нитку остекления на лицевом фасаде, отреставрировать окна на дворовом фасаде. В интерьерах объекта идет реставрация дубового паркета, который, по словам авторов проекта, имеет в каждой комнате уникальный узор, а также штукатурного декора, стен, полов из метлахской плитки, кованых и латунных изделий и иных элементов.

Случаются в процессе работы и приятные сюрпризы. Так, во время реставрации обнаружили живопись на фризе вокруг места, где был установлен плафон. Ее расчищают для дальнейшего изучения и реставрации.

«Зданию в каком-то смысле повезло. Это закрытая территория фабрики, сюда могли попасть только сотрудники. В доме находились кабинеты, картонажный цех, помывочная на первом этаже. Люди бережно относились. Мы пришли и увидели прекрасную сохранность объекта. Такая консервация спасла это здание», — рассказывает Роман Романов.

Собственник, который реставрирует дом на свои средства, планирует открыть памятник для москвичей. Реставраторы уверены, что для объектов культурного наследия это вторая жизнь.

«Владельцы здания решают, что здесь будет. Это будет либо образовательно-просветительский центр, либо обучающий кластер для детей по кондитерскому мастерству», — уточняет Алена Казарова.

От фруктов в сахаре до кондитерской империи

Династию Абрикосовых начал бывший крепостной Степан Николаевич в 1804 году. Он делал фрукты в сахаре, варенье, пастилу и мармелад. Дело продолжили его сыновья, но не совсем удачно. Вернуть былую славу удалось внуку Степана Николаевича — Алексею Абрикосову. Он, а затем и его сыновья превратили производство в одну из самых известных кондитерских фабрик. Товарищество А.И. Абрикосова сыновей вошло в тройку крупнейших российских кондитерских предприятий, а в 1899 году получило звание «Поставщик двора Его Императорского Величества». Уже спустя 20 лет, после революции, компанию национализировали. В 1922 году предприятие переименовали в фабрику имени П.А. Бабаева.

«Главный фасад этого объекта культурного наследия каждому из нас знаком с детства, именно он красуется на фантике шоколада “Бабаевский”, и именно это здание у всех любителей истории и архитектуры нашего любимого города ассоциируется с кондитерской династией Абрикосовых. Мы знаем, что Степан Николаевич Абрикосов, родоначальник этой династии, и его потомки, в том числе Алексей Иванович, его внук и заказчик этого дома, превратили маленькое кондитерское производство в одного из лидеров кондитерской отрасли», — добавляет Алексей Емельянов.