Целебная сила архитектуры: как лучшие зодчие мира помогают онкобольным
Медицинские центры «Mэгги» (Maggie's Centre) для поддержки раковых больных строятся в Великобритании начиная с 1996 года. Они размещаются вблизи или на территории ведущих общественных клиник, при этом не имеют с ними ничего общего ни по форме, ни по содержанию. Как правило, для создания проектов приглашаются лучшие архитекторы мира, в том числе обладатели Притцкеровской премии разных лет. Например, Заха Хадид и Френк Гери свои первые здания в Великобритании построили именно для Maggie's Centre. Одним из последних в 2016 году открыли здание центра в Манчестере. Его создал Норман Фостер, за десять лет до этого сам победивший рак.
Благотворительная организация Maggie’s, которая финансирует центры паллиативной и психологической помощи онкобольным по всей Великобритании, была основана и названа в честь Маргарет (Мэгги) Кесвик Дженкс - известной шотландской писательницы, художника и дизайнера ландшафтной архитектуры, скончавшейся от рака в 1995 году. Общая концепция центров как «исцеляющих архитектурных объектов» была придумана самой Мэгги и разработана ее мужем - известным архитектором, теоретиком постмодернизма Чарльзом Дженксом. «Люди с таким распространенным диагнозом как рак не должны терять радость жизни в страхе смерти», — считал он. Необычные по форме и утопающие в зелени здания - в том числе с садами в интерьерах и на крыше, с уютными спальнями, комфортными кухнями и просторными гостиными для приема друзей и близких - были призваны создавать комфортную и по-домашнему уютную атмосферу, отвлекая пациентов от физической и ментальной боли. То, что Чарльз Дженкс определял как «архитектурный эффект плацебо». Эту идею первыми поддержали и приняли участие в ее воплощении друзья Мэгги и Чарльза - Заха Хадид, Френк Гери, Ричард Роджерс («отец хай-тека»), а затем и многие другие выдающиеся архитекторы. Первый центр после смерти Мэгги был построен на ее родине в Шотландии по проекту эдинбургского архитектора Ричарда Мерфи.
По всей Великобритании начиная с 1996 года по настоящее время было открыто двадцать центров «Мэгги». Их строительством и последующим содержанием занимается благотворительный фонд Maggie's. В числе его попечителей – американский архитектор и дизайнер Фрэнк Гери, английский журналист и телеведущий Джонатан Джордж Сноу, а также Сара Браун - супруга бывшего премьер-министра Великобритании Гордона Брауна, и другие известные общественные деятели.
Президентом фонда в последние годы является Камилла Паркер-Боулз - герцогиня Корнуольская, супруга наследника британского престола принца Чарльза. В конце 2020 года, на самом пике пандемии коронавируса, она посетила центр «Мэгги» в Сент-Бартсе (Maggie's Barts), который был построен в 2017 году по проекту Стивена Холла рядом с госпиталем Святого Варфоломея (St. Bartholomew’s Hospital) в Лондонском Сити. Это старейшая из действующих больниц Лондона, основанная в 1123 году.
«Я думаю, что Maggie's нужны сейчас как никогда. Они очень вдохновляют. Вы заходите в них немного в унынии, а выходите, чувствуя себя другим человеком», - сказала герцогиня, осмотрев здание и пообщавшись с пациентами, их родственниками и персоналом центра в Сент-Бартсе.
В условиях пандемии коронавируса возможности помощи онкобольным в Великобритании, как и во всем мире, значительно сократились. «До локдауна мы принимали около 100 человек в день, сейчас от 30 до 40 человек - это меньше 50%, но теперь мы также предлагаем виртуальную поддержку тем, кто слишком боится выйти из дома, кто находится в самоизоляции или чувствует, что подвергается риску», - сказала в беседе с герцогиней руководитель центра в Сент-Бартсе Виктория Карран. Она также отметила, что современные цифровые технологии позволили с началом пандемии большую часть работы, прежде всего в части консультаций врачей и психологов, перевести в дистанционный режим.
Стоит также подчеркнуть, что здание «Мэгги» в самом центре Лондона, спроектированное бюро Стивена Холла, отличается от всех других, построенных в Великобритании. Традиционно все здания центров Мэгги строятся в стиле загородных домов, окруженных садами и вытянутых в горизонтальной плоскости. «Новый объект, напротив, вертикален и размещен между каменными домами XIX века. Основная идея архитектурного проекта этого здания – «сосуд внутри сосуда». Бетонная конструкция – это каркас, на котором держится здание. Внутренний слой – это бамбук, а внешний – белое полупрозрачное стекло с полосками и цветными вкраплениями, отсылающими к средневековым «невмам», – особым знакам для записи нот, которые использовались в музыке в Западной Европе в IX–XII веках. «Слово «невма», в свою очередь, происходит от греческого «пневма», что означает «жизненная сила» – то, что дают пациентам во всех онкологических центрах Мэгги», - отмечает архитектурный портал AD.
Фото: Jon-Marc Creaney, By Ydam, Duncan Cumming, ELKS/Wikipedia