Улица как выставка. Ищем приметы Вены и Древнего Рима на Ильинке
Прогулка в выходные может стать экскурсией по интереснейшей выставке под открытым небом — московским улицам с историей. Ильинка, одна из старейших улиц города, соединяет Красную площадь с площадью Ильинские Ворота. Эта улица всегда была местом оживленной торговли, а к концу XIX века стала еще и центром деловой жизни Москвы. История и архитектурные особенности шести деловых и торговых зданий на Ильинке — в материале mos.ru.
Доходный дом Московского купеческого банка: Вена в сердце Москвы
Ильинка, дом 14/2, строение 1
Один взгляд на этот дом на углу Ильинки и Старой площади — и вы переноситесь в столицу Австрии. Построенный по образцу венских банков, дом являет собой прекрасный образец доходной застройки Москвы конца XIX века. Стиль здания — псевдобарокко. Фасады украшены пышной лепниной, пилястрами (так называется похожий на колонну плоский вертикальный выступ прямоугольного сечения) со сложными капителями, над окнами расположены лепные декоративные элементы в виде свитков (картуши) и завитков (волюты).
Доходный дом состоит из двух корпусов — тот, что выходит на Ильинку, был построен в первой трети XIX века, а выходящий на Старую площадь — во второй половине того же столетия. Тогда здания выглядели иначе — привычный нам вид они получили в 1894 году, когда новый владелец участка — Московский купеческий банк — провел полную реконструкцию по проекту архитектора Бориса Фрейденберга. Кстати, Фрейденберг — автор нескольких знаковых зданий на Ильинке: он выстроил также Московский купеческий банк и Московский торговый банк Найденова.
В первой половине XIX века в доме жил и работал художник Александр Ястребилов, один из основателей творческого кружка «Натуральный класс», позже преобразованного в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.
Комплекс доходных домов Северного страхового общества: часы и ротонда
Ильинка, дом 21
Северное страховое общество появилось в 1872 году в Санкт-Петербурге, а затем переехало в Москву, где обосновалось в доме Орлова-Давыдова на Никольской улице. В 1900-м общество приобрело участок на Новой площади под постройку доходных домов.
Архитектурный конкурс проводило Московское археологическое общество, сотрудники которого очень переживали за сохранность Китайгородской стены, расположенной совсем близко (средневековое крепостное сооружение не сохранилось, его снесли в 1934 году). В конкурсе участвовало более 20 проектов, победителями стали Иван Рерберг, Мариан Перетяткович, Вячеслав Олтаржевский и Илья Голосов. Конкурсная комиссия оценила рациональное использование участка и новаторство: несколько корпусов объединяла сложная система переходов и внутренних двориков.
Здание привлекает внимание соседством часовой башни и неоклассической мощной ротонды на углу, выходящем на Ильинку. Купол ротонды окружен поясом полукруглых и прямоугольных окон. Ниже расположен карниз на вертикальных пилястрах. Если внимательно присмотреться, над этими пилястрами можно разглядеть ниши с коленопреклоненными мужскими и женскими фигурами.
Московская биржа: по образцу римского храма
Ильинка, дом 6/1
До 1839 года так называемая стихийная биржа московских купцов традиционно собиралась около старого Гостиного Двора в Хрустальном переулке. В 1828 году генерал-губернатор Дмитрий Голицын получил от них просьбу учредить в городе биржу. 11 лет спустя здание было построено, правда, торги первое время по старинке начинались на свежем воздухе — на террасе, предусмотренной архитектором Михаилом Быковским. Постройку финансировали сами купцы, но свой вклад внес и император Николай I.
В 1860-х здание решили перестроить и расширить, для чего выкупили смежный земельный участок. Автором нового проекта стал мастер эклектики Александр Каминский. Он взял за образец классический римский храм: фасад с портиком декорирован лепниной, на фронтоне — барельеф с изображением бога торговли Меркурия (автор барельефа — Александр Опекушин). Боковой фасад, выходящий в Рыбный переулок, сохраняет черты старого здания биржи. Изначально оно было двухэтажным, третий этаж надстроили в 1925 году под руководством архитектора Ивана Кузнецова.
Дом акционерного общества «АРКОС»: жемчужина конструктивизма
Ильинка, дом 11/10, строение 1
Это лаконичное здание сочетает стиль и рациональность. На фасаде, обращенном к Ильинке, выделяются три линии эркеров со сплошным остеклением. Привлекает внимание и аттик (выступ над верхним карнизом) ступенчатой формы. В остальном это довольно минималистичная постройка в лучших традициях конструктивизма.
Дом был возведен в 1927–1928 годах для довольно необычной для СССР организации. Акционерное торговое общество «АРКОС» было учреждено советской кооперативной делегацией в Лондоне и занималось экспортом и импортом в интересах Советского Союза.
Победителем конкурса стал проект Владимира Маята, в недавнем прошлом — любимого архитектора купцов Рябушинских и Морозовых. Подвал здания занимал гараж, первый и второй этажи отводились банкам и магазинам, третий и четвертый — конторским помещениям, пятый и шестой — гостиничным номерам. Дом «АРКОСа» впоследствии стал образцом для многих административных зданий СССР.
Новаторы, первооткрыватели, меценаты. Все о династии РябушинскихМорозовы. История одной купеческой династии
Доходный дом Троицкого подворья: от старинных палат до псевдорусского стиля
Ильинка, дом 5
Сложно поверить, но этот пятиэтажный дом до 1905 года был самым высоким жилым зданием Москвы. Его история охватывает несколько веков и две тотальные реконструкции.
В XVI веке участок на углу Ильинки и Биржевой площади занимало двухэтажное каменное подворье Троице-Сергиевой лавры. В монастырских бумагах оно значилось как Стряпческий дом — здесь останавливались приезжие стряпчие (чиновники) и монахи. Помимо комнат в наем, в доме располагались маклерские конторы, лавки, кофейные, трактиры.
В конце XVIII века все подворье отдали в управление купцу Андрею Сысалину, который выстроил вместо ветхих палат новый комплекс зданий в стиле классицизма. В начале XIX века здесь работала книжная лавка Александра Ширяева, суконный, шляпный и мануфактурный магазины, а также известный на всю Москву Троицкий трактир, в котором подавали лучших поросят и знаменитые расстегаи.
Доходный дом, который мы видим на этом месте сегодня, появился после реконструкции в 1874–1876 годах. Архитектор Петр Скоморошенко создал на его месте пятиэтажный доходный дом в псевдорусском стиле. Стены украшает лепнина и резные наличники, окна четвертого этажа оформлены стрельчатыми арками и пилястрами. Главный акцент композиции — угловая шестиэтажная башня с бельведером. В здании располагались лавки и конторы, Ново-Троицкая гостиница. Трактир сохранился, но переместился в подвал.
После 1917 года здание заняли учреждения (в том числе банк) и коммунальные квартиры.
Старый Гостиный Двор: античные мотивы
Ильинка, дом 4
Старый Гостиный Двор — уникальное строение. Его общая площадь составляет более 80 тысяч квадратных метров. Десятки лепных колонн, классические своды, арки — все это напоминает о традициях палладианства, важного стилевого течения в русской классицистической архитектуре времен Екатерины II. Впервые Гостиный Двор упоминается в книге XVI века «Записки о Московии» австрийского посланника Сигизмунда фон Герберштейна. В то время он выглядел совсем иначе.
«Недалеко от крепости есть большой, обнесенный стенами дом, называемый двором господ купцов, в котором купцы живут и хранят свои товары», — говорится в книге.
В 1640-х здесь появились каменные постройки, разделенные на четыре двора: Старый, Новый, Рыбный и Соляной. К концу XVIII века двор обветшал и частично обрушился. Новый проект подготовил архитектор Джакомо Кваренги. По его задумке здание должно было занимать целый квартал в пределах Ильинки и Варварки. Зодчий жил в Санкт-Петербурге и, руководствуясь планом местности, не учел сильный наклон. Архитекторы Иван Селехов и Семен Карин переработали проект, сохранив изначальную задумку.
Пожар 1812 года распространялся именно с Гостиного Двора. Через несколько лет начались восстановительные работы под руководством Осипа Бове. В 1838-м комплекс получил название Старого Гостиного Двора, поскольку рядом, в Рыбном переулке, появился новый. В начале XX века архитектор Карл Гиппиус перестроил среднюю часть комплекса в Хрустальном переулке в стиле неоклассицизма с яркими цветными мозаиками.
В конце XX — начале XXI века в Гостином Дворе прошла реконструкция. Внутренний двор замостили гранитом и накрыли стеклянным куполом, надстроили мансардные этажи.