Войти в почту

Обломки завода, тарелки, рок-н-ролл: что было на презентации обновленной Фабрики-кухни

Реставрационные работы еще продолжаются, а музей там откроется не раньше мая 2022 года. Корреспондент Волга Ньюс побывал на презентации и подробно рассказывает, что происходило в этот вечер, помимо официального протокола — вручения государственных наград и поздравительных речей первых лиц.

Третьяковка и все-все-все

Гостей мероприятия просили прийти в 17:30 и ждать в "Саду баланса". Он находится за Сквером памяти борцов Революции, там, где светятся большие буквы "ЗИМ". Сад уже практически готов, ему остается только обрасти деревьями и кустарниками. Это наконец-то прекрасная парковая зона — с продуманным ландшафтом, а не просто с пестрыми клумбами, и с гравийной дорожкой, а не с асфальтированной. На территории сада можно увидеть обломки индустриального прошлого территории — камни и части стен разрушенного завода. В задумке авторов проекта: не уйти от памяти о том, что здесь рядом находился огромный завод, с которым было связано здание Фабрики-кухни, а наоборот оставить напоминание об этих страницах истории. Этой же цели служит световая инсталляция "ЗИМ".

В назначенное время в саду представитель самарского филиала Третьяковской галереи Илья Сульдин и архитектор Виталий Стадников, которому здание Фабрики-кухни во многом обязано своей новой историей, рассказывали о проекте реставрации и задачах, которые ставились в рамках преображения территории.

Вскоре подъехал правительственный десант во главе с министром культуры РФ Ольгой Любимовой, и вся вереница гостей прошла в здание Фабрики-кухни. Пока первым лицам проводили экскурсию по залам, гости ждали начало перформанса на первом этаже. Именно перформанс был главным событием вечера. Так как здание Фабрики-кухни еще не до конца отреставрировано и остались какие-то детали, а оснащение и организация музейного пространства — отдельная сложная история, которая потребует большого времени, организаторы очень аккуратно пытались сформулировать формат встречи. Оптимальное название — "первое событие в обновленном здании Фабрики-кухни". Еще, конечно, звучало "презентация архитектурного шедевра".

Перформанс показывали и накануне, был специальный прогон, на который сотрудники Третьяковки позвали в основном коллег — музейщиков, художников. А 13 сентября в зале уже были все: и те, без кого всего этого праздника не случилось бы — от Александра Хинштейна до Владимира Мединского, те, кто поддерживал этот проект — от Владимира Аветисяна до Леонида Михельсона, и те, кто "делают" культуру в Самаре — от Андрея Кочеткова до Сергея Филиппова. Рядом с директором Третьяковской галереи Зельфирой Трегуловой гордо стоял Михаил Савченко, именно он со своей командой будет развивать филиал Третьяковки в Самаре. С этой командой связаны, возможно, самые интересные и яркие проекты последних лет — Музей модерна и "ВолгаФест". На развитие креативного пространства в новом здании возлагают большие надежды, и, честно говоря, вряд ли кому-то этот проект подходил больше, чем к Савченко и Ко. Безусловно, среди первых лиц была и министр культуры Самарской области Татьяна Мрдуляш, которая в свое время работала в дирекции Третьяковки и познакомилась с Самарой именно благодаря проекту Фабрики-кухни.

Перформанс "Утопия на ужин"

Пока гости ждали начала перформанса, небольшое превью и свой проект на первом этаже показывали работники галереи "Виктория". На трех столах лежали чертежи Фабрики-кухни и стояли подносы с пирожными. На пирожных были прописаны названия цехов здания. По определенному времени художники отрезали кусочек от одного из цехов и съедали. Голодные гости крутились вокруг. Уже начали разносить программки. Стоит отдельно сказать, что в программках были отмечены все, кто был задействован в организации праздника — от всех имен перформеров и исполнителей до менеджеров и дизайнеров, за что стоит сказать организаторам отдельное спасибо. Потому что в проекте действительно была важна каждая деталь: от исторического фактчекинга до дизайна тарелок.

После официальных речей и вручения наград гостей позвали на второй этаж — наконец-то начинался перформанс. Всем предлагали сесть за столы на шесть человек. С первыми звуками музыки, написанной специально для этого события Алексеем Сысоевым, между столами стали ходить артисты в образе обслуживающего персонала Фабрики-кухни. По строгому хореографическому рисунку "работники" застилали стол скатертью, расставляли тарелки. Каждому гостю было положено по три тарелки с различными надписями о светлом "советском" будущем. Потом все тарелки собрали, а на стол привезли высокие цветы в кадках — все так, как было на исторических фотографиях. В этой части перформанса зрители должны были считать эпоху начала 30-х, времени больших надежд и планов, смены парадигм и гендерных, и профессиональных, и социальных. Кстати, за музыку отвечали: камерный хор Самарского института культуры Solaris и московские вокалисты. Несмотря на достаточно позитивный подтекст этой части перформанса, он оставлял мрачное настроение — ритмичные движения "работников" в белых одеждах, пустые тарелки, лязг невидимых приборов, как будто бы немного хаотичное звучание музыки –– все это навевало мысли о каких-то призраках. Во втором зале — стук печатных машин, где под печатный цилиндр вставлены листы с надписью "Дело", несколько перформеров за столами создают хореографический рисунок, призванный показать, что человек не мог вырваться за пределы каких-то возможностей, и, как бы не тряс стол, он все равно к нему "привязан". Конечно, на контрасте со светлым будущем, эпоха конца 30-х и начала 40-х, когда все надежды со звоном рушились, — все перформеры в черном. В какой-то момент они просто начали бить тарелки, подчеркивая драматизм происходящего в то время. В третьем зале — реквием Екатерине Максимовой, первой женщине-архитектору, которая была автором проекта Фабрики-кухни. В полутьме пел хор, несколько перформеров создавали движение, символизируя птиц, ветер, надежды на будущее, из динамиков шепотом рассказывалась трагичная биография Максимовой.

Кстати, перформанс показывали не один день. Он шел каждый вечер с 13 по 17 сентября. Чтобы на него попасть, нужно было просто зарегистрироваться по специальной форме на сайте проекта. Ссылка на регистрацию весела в официальных группах самарской Третьяковки и даже в виде qr-кода на афишах по всему городу.

После перформанса гостям устроили еще один праздник. На крыше (хорошо, что вечер был теплым) состоялся концерт Владимира Аветисяна и его команды DʼBlack. Стоит напомнить, что практически напротив Фабрики-кухни по инициативе мецената откроется Дом рок-н-ролла. А пока в этот вечер музыка с крыши Фабрики-кухни была слышна на весь квартал.

Пока остается непонятно, будут ли до официального открытия самарского филиала Третьяковки на территории Фабрики-кухни устраивать публичные мероприятия, но то, что представили в этот раз — было просто супер. Режиссер-хореограф Анна Абалихина и художник Ксения Перетрухина создали очень яркую хореографическую историю. Да, ее яркость строится на контрасте белого и черного, но не может не радовать, что авторы всего проекта хранят историческую память, а не пытаются переписать историю и навязать зданию новые смыслы.