Звёзды
Психология
Еда
Любовь
Здоровье
Тесты
Красота
Гороскопы
Мода

Обломки завода, тарелки, рок-н-ролл: что было на презентации обновленной Фабрики-кухни

Реставрационные работы еще продолжаются, а музей там откроется не раньше мая 2022 года. Корреспондент Волга Ньюс побывал на презентации и подробно рассказывает, что происходило в этот вечер, помимо официального протокола - вручения государственных наград и поздравительных речей первых лиц.

Видео дня

Третьяковка и все-все-все

Гостей мероприятия просили прийти в 17:30 и ждать в "Саду баланса". Он находится за Сквером памяти борцов Революции, там, где светятся большие буквы "ЗИМ". Сад уже практически готов, ему остается только обрасти деревьями и кустарниками. Это наконец-то прекрасная парковая зона - с продуманным ландшафтом, а не просто с пестрыми клумбами, и с гравийной дорожкой, а не с асфальтированной. На территории сада можно увидеть обломки индустриального прошлого территории - камни и части стен разрушенного завода. В концепции авторов проекта - не уйти от памяти о том, что здесь рядом находился огромный завод, с которым было связано здание Фабрики-кухни, наоборот, оставить напоминание об этих страницах истории. Той же цели служит световая инсталляция "ЗИМ".

В назначенное время в саду представитель самарского филиала Третьяковской галереи Илья Сульдин и архитекторв, которому здание Фабрики-кухни во многом обязано своей новой историей, рассказывали о проекте реставрации и задачах, которые ставились в рамках преображения территории.

Вскоре подъехал правительственный десант во главе с министром культуры РФй, и вся вереница гостей прошла в здание Фабрики-кухни. Пока для первых лиц проводили экскурсию по залам, гости ждали начала перформанса на первом этаже. Именно перформанс был главным событием вечера. Так как здание Фабрики-кухни еще не до конца отреставрировано и остались кое-какие детали, а оснащение и организация музейного пространства - отдельная сложная история, которая потребует большого времени, организаторы аккуратно пытались сформулировать формат встречи. Оптимальное название - "первое событие в обновленном здании Фабрики-кухни". Еще, конечно, звучало "презентация архитектурного шедевра".

Перформанс показывали и накануне, был специальный прогон, на который сотрудники Третьяковки позвали в основном коллег - музейщиков, художников. А 13 сентября в зале уже были все: и те, без кого всего этого праздника не случилось бы - от Ало Влте, кто поддерживал этот проект - от Вло Леи те, кто "делает" культуру в Самаре - от Ано СеРядом с директором Третьяковской галереи Зельфирой Трегуловой гордо стоял Миименно он со своей командой будет развивать филиал Третьяковки в Самаре. С этой командой связаны, возможно, самые интересные и яркие проекты последних лет - Музей модерна и "ВолгаФест". На развитие креативного пространства в новом здании возлагают большие надежды, и, честно говоря, вряд ли к кому-то этот проект подходил бы больше, чем к Савченко и Ко. Безусловно, среди первых лиц была и министр культуры Самарской обласляш, которая в свое время работала в дирекции Третьяковки и познакомилась с Самарой именно благодаря проекту Фабрики-кухни.

Перформанс "Утопия на ужин"

Пока гости ждали начала перформанса, небольшое превью и свой проект на первом этаже показывали Сергей Баландин со своей командой. На трех столах лежали чертежи Фабрики-кухни и стояли подносы с пирожными. На пирожных были прописаны названия цехов здания. По определенному времени художники отрезали кусочек от одного из цехов и съедали. Голодные гости крутились вокруг. Уже начали разносить программки. Стоит отдельно сказать, что в программках были отмечены все, кто был задействован в организации праздника - от всех имен перформеров и исполнителей до менеджеров и дизайнеров, за что стоит сказать организаторам отдельное спасибо. Потому что в проекте действительно была важна каждая деталь - от исторического фактчекинга до дизайна тарелок.

После официальных речей и вручения наград гостей позвали на второй этаж - наконец-то начинался перформанс. Всем предлагали сесть за столы на шесть человек. С первыми звуками музыки, написанной специально для этого Сысоевым, между столами стали ходить артисты в образе обслуживающего персонала Фабрики-кухни. По строгому хореографическому рисунку "работники" застилали стол скатертью, расставляли тарелки. Каждому гостю было положено по три тарелки с различными надписями о светлом "советском" будущем. Потом все тарелки собрали, а на стол привезли высокие цветы в кадках - все так, как было на исторических фотографиях. В этой части перформанса зрители должны были считать эпоху начала 1930-х, времени больших надежд и планов, смены парадигм - и гендерных, и профессиональных, и социальных. Кстати, за музыку отвечали камерный хор Самарского института культуры Solaris и московские вокалисты. Несмотря на достаточно позитивный подтекст этой части перформанса, он оставлял мрачное настроение - ритмичные движения "работников" в белых одеждах, пустые тарелки, лязг невидимых приборов, как будто бы немного хаотичное звучание музыки - все это навевало мысли о каких-то призраках. Во втором зале - стук печатных машинок, где под печатный цилиндр вставлены листы с надписью "Дело", несколько перформеров за столами создают хореографический рисунок, призванный показать, что человек не мог вырваться за пределы каких-то возможностей и, как бы ни тряс стол, он все равно к нему "привязан". Конечно, на контрасте со светлым будущим, эпоха конца 1930-х и начала 1940-х, когда все надежды со звоном рушились, - все перформеры в черном. В какой-то момент они просто начали бить тарелки, подчеркивая драматизм происходящего в то время. В третьемерине Максимовой, первой женщине-архитектору, автору проекта Фабрики-кухни. В полутьме пел хор, несколько перформеров создавали движение, символизируя птиц, ветер, надежды на будущее, из динамиков шепотом рассказывалась трагическая биография Максимовой.

Кстати, перформанс показывали не один день. Он шел каждый вечер с 13 по 17 сентября. Чтобы на него попасть, нужно было просто зарегистрироваться по специальной форме на сайте проекта. Ссылка на регистрацию висела в официальных группах самарской Третьяковки и даже в виде qr-кода на афишах по всему городу.

После перформанса гостям устроили еще один праздник. На крыше (хорошо, что вечер был теплым) состоялся концерт Владимира Аветисяна и его команды DʼBlack. Стоит напомнить, что практически напротив Фабрики-кухни по инициативе мецената откроется Дом рок-н-ролла. А пока в тот вечер музыка с крыши Фабрики-кухни была слышна на весь квартал.

Пока остается непонятным, будут ли до официального открытия самарского филиала Третьяковки на территории Фабрики-кухни устраивать публичные мероприятия, но то, что представили в этот раз - было просто супер. Режиссер-хореогхина и художхина создали очень яркую хореографическую историю. Да, ее яркость строится на контрасте белого и черного, но не может не радовать тот факт, что авторы всего проекта хранят историческую память, а не пытаются переписать историю и навязать зданию новые смыслы.