В гости к императрице: мастера реставрируют Зубовский флигель в Царском Селе
Зубовский флигель Большого Царскосельского дворца реконструирован по приказу императрицы Екатерины II. Исполнителем она выбрала шотландца Чарльза Камерона. Прибывший из Англии ценитель античности создал восемь прекрасных, не похожих друг на друга комнат. Спустя 250 лет их воссоздают уже российские мастера. Подробности рассказал корреспондент «МИР 24» Артур Ломидзе
От комнат Зубовского флигеля в Царском селе после войны не осталось практически ничего. Кроме истории – на втором этаже проживала императрица. Реставрационный проект так и назвали «Екатерина II. Личное пространство».
В этих обшитых деревом стенах не узнать опочивальню императрицы. Сейчас реставраторы возводят альков над ее ложем. А эта маленькая дверь играла большую роль в жизни Екатерины, на первом этаже располагалась комната фаворитов, там мужчины ждали вызова. Эту лестницу, скрытую в глубине дворца, отреставрировали 30 лет назад. По ней поднимались Орлов, Потемкин, Зубов и еще, по подсчетам историков, минимум 20 избранников Екатерины. Ее так и назвали – лестница фаворитов.
Всего восемь комнат. Работа осложняется тем, что в руки сотрудников музея попало очень мало оригинальных деталей интерьера, и лишь несколько фотографий, сделанных еще в 1937 году.
«Черно-белая фотография дает соотношение тоновое, где плотнее, где более легкий тон. Цветового решения она, конечно, не передает. Это цветовое решение выполнено проектировщиками по словесному описанию», – объяснила заместитель директора музея-заповедника «Царское село» по реставрации Наталья Кудрявцева.
В «купольном» зале сегодня уже воссоздан, давший помещению имя, впечатляющий свод. Художники принялись за роспись, а на потолке распускаются цветы. Каждый завиток лепнины под контролем ученых.
«Музей принимает все в пластилине. Мы подправляем, дальше переводится в гипс. Гипс прорабатывается, и уже гипсовая модель принимается опять музеем. И после этого идет в тираж», – отметила реставратор-лепщик Людмила Белая.
В мастерской предстоит восстановить искусственный мрамор, настенную роспись, металлическое убранство, стеклянные украшения. 16 деревянных колонн вытачивали четыре месяца, сейчас их расписывают под природный камень, по той же технике, что использовали мастера XVII века.
«На цветной грунт, на подложку, наносится от 15 до 30 слоев разных красок разными способами», – рассказала художник-реставратор Елена Комулайнен.
Этот паркет привлекает особое внимание реставраторов и сотрудников музея. Он один из немногих оригинальных элементов интерьера флигеля, дошедших до наших дней. Во время войны деревянное панно вывезли в Германию. Нашли уже после победы, и вернули на родину.