Улица как выставка. Ищем на Поварской дом Анны Карениной и скрытый модерн

Между почти параллельными Новым Арбатом и Большой Никитской протянулась по диагонали Поварская улица. Свое название она получила в XVI–XVII веках в честь дворцовой Поварской слободы — здесь жили повара и персонал царской кухни.

Улица как выставка. Ищем на Поварской дом Анны Карениной и скрытый модерн
© Mos.ru

Начиная с XVIII века на Поварской стали селиться аристократы: Шереметьевы, Гагарины, Долгоруковы, Голицыны, Волконские и другие. В конце XIX века их сменила буржуазия — Рябушинские, Морозовы, Фирсановы. Также здесь в разное время жили Гавриил Державин, Михаил Лермонтов, Иван Бунин и другие писатели.

В путеводителе 1831 года Поварская описывается так: «Нет улицы, которая была бы так пряма и ровна, как сия. На ней нет величественных зданий, но она очень красива». Она стала одной из первых озелененных улиц Москвы — в 1899 году вдоль тротуаров высадили липы. Здесь не ходили ни конки, ни трамваи, поскольку у богатых жителей были собственные выезды. С 1923 по 1992 год Поварская называлась улицей Воровского — в честь русского революционера и литературного критика. Сегодня здесь расположены театры, музеи, концертные залы, институты и музыкальное училище.

Особняк И.А. Миндовского: путти и Аврора

Поварская улица, дом 44/2, строение 1

Элегантный особняк в стиле модерна на углу Поварской и Скарятинского переулка построил в 1904 году Лев Кекушев. Дом строился для продажи, однако покупателя не могли найти целых пять лет: здание было слишком дорогим. Лишь в 1909 году его приобрел купец Иван Миндовский.

Особняк Миндовского — одно из лучших произведений Кекушева. Изначально не ограниченный пожеланиями заказчика, архитектор творил по велению души. Однако для того чтобы удовлетворить вкус будущего покупателя, интерьер дома оформили в разных стилях.

Асимметричность здания не просто дань канонам модерна: благодаря ей архитектору удалось расположить окна во всех внутренних помещениях, не оставив темных участков. Снаружи особняк очень красив — обилие скульптурных деталей не дает отвести от него взгляд.

Композиционный центр фасада, выходящего на Поварскую, — большое трехчастное окно с балконом, металлическая решетка которого имитирует переплетения цветов и листьев мака. Переплеты окон прихотливо изгибаются, как ветви или корни деревьев, плавная волна карниза повторяется арочным аттиком c барельефным изображением путти (фигуры маленьких мальчиков). Каждый из них олицетворяет различные виды искусства. На аттике установлена статуя богини Авроры. Во время Великой Отечественной войны она была утрачена, но недавно ее восстановили по фотографиям и вернули на прежнее место. Правый угол фасада закруглен — там располагался остекленный зимний сад.

Со стороны Скарятинского переулка дом украшают два эркера, увенчанных лорелеями — скульптурными женскими головками. На задний двор ведут ворота, оформленные в виде крыльев бабочки. На их пилонах установлены жуки-светильники. Эмблема Льва Кекушева, которую можно найти почти на всех созданных им зданиях, снаружи не видна: маски львов украшают внутреннюю лестницу.

Особняк М.Г. Понизовского: модерн под маской неоклассицизма

Поварская улица, дом 42, строение 1

Рядом с особняком Миндовского расположен еще один дом, созданный Львом Кекушевым в то же время — в 1903–1904 годах. Здание также было выполнено в стиле модерна. Построенное для Московского торгово-строительного акционерного общества Якова Рекка, оно считалось одним из самых оригинальных для того времени. Его композиция имела четыре фасадных выступа, на углу было подобие башни, которую венчал четырехгранный купол. Однако в первоначальном своем виде творение Кекушева просуществовало всего четыре года.

В 1908 году его выкупил купец первой гильдии Матвей Понизовский. К тому времени модерн уже выходил из моды — ему на смену уже спешил неоклассицизм. В 1912 году владелец поручил архитектору Василию Мотылеву перестроить дом в новомодном стиле. У этого решения был практический мотив: Понизовский собирался сдавать в аренду большую часть комнат и таким образом повысить привлекательность дома для потенциальных съемщиков. Однако здание недолго приносило ему доход: после Октябрьской революции дом национализировали.

Замысел Кекушева, впрочем, понятен и сегодня. Если смотреть на здание с угла Поварской и Скатертного переулка, можно увидеть, что оно как бы составлено из разных объемных блоков, ступенями поднимающихся к угловой башне, на которой Кекушев расположил купол.

Особняк М.С. Саарбекова: первый московский модерн

Поварская улица, дом 24, строение 1

Образец настоящего модерна — двухэтажный особняк Моисея Саарбекова. Построенный в 1899–1900 годах по проекту Льва Кекушева при участии его помощника Сергея Шуцмана, он стал одним из самых ранних московских построек в этом стиле. Моисей Саарбеков был богатым купцом, занимался благотворительностью, знал несколько европейских языков и, вероятно, живо интересовался всеми новыми веяниями в Европе, в том числе архитектурными.

Фасад дома облицован модной на рубеже веков коричневой керамической плиткой, которая контрастирует со светлым арочным обрамлением окон. На уровне второго этажа тянется фриз с лепниной в виде цветочного орнамента. Над входом в левой части здания расположено большое окно с пилястрами, украшенными растительными мотивами. В верхней части дома имеется карниз, а на крыше виднеется печная труба.

«Дом выдержан в простом Style nouveau крайнего направления, не без дорогостоящих вычур», — сообщало в 1900 году издание «Неделя строителя».

Москвичам это здание известно также как дом Балтрушайтиса. С 1920 по 1940 год здесь располагалась Литовская дипломатическая миссия во главе с поэтом-символистом Юргисом Балтрушайтисом. Позднее в здании находилось представительство Литовской ССР и культурный центр имени литовского поэта.

Усадьба Гагарина: дом настоящей Анны Карениной

Поварская улица, дом 25а, строение 1

На Поварской можно встретить не только модерн. Усадьба Гагариных — образец ампира. Ее построил швейцарский архитектор Доменико Жиральди в 1821–1829 годах для князя Сергея Гагарина. В отделке здания принимали участие скульпторы Иван Витали, Гавриил Замараев и Сантин Кампиони. Центральную часть фасада украшает ризолит (выступающая часть) с тремя арочными нишами и дорическими колоннами со строгими капителями. Под треугольным фронтоном расположен лепной фриз, а над окнами красуются львиные маски, сделанные по эскизам Замараева.

В 1833 году после своей отставки из императорских театров Гагарин продал усадьбу. Новый владелец перепродал здание Государственному коннозаводству. В доме расположились конторы, а рядом построили деревянные конюшни. В 1875 году в усадьбе жила старшая дочь Александра Пушкина — Мария Гартунг. Спустя два года ее мужа обвинили в мошенничестве, и он застрелился в здании суда. Марии пришлось поселиться под Москвой. Известно, что она стала прототипом заглавной героини романа Льва Толстого «Анна Каренина».

После революции 1917 года в здании расположились первые пулеметные курсы Рабоче-крестьянской Красной армии, а спустя три года — Институт красной профессуры, в котором преподавал Анатолий Луначарский. В 1932 году здесь организовали Институт мировой литературы имени А.М. Горького, а в 1936-м несколько помещений выделили под музей и архивы писателя. Перед зданием расположен памятник Максиму Горькому, созданный по проекту Веры Мухиной в 1957 году.

Церковь Симеона Столпника: русское узорочье

Поварская улица, дом 5, строение 1

Одна из самых древних построек Поварской — церковь Симеона Столпника. Она была возведена по указу царя Федора Алексеевича в 1676–1679 годах на месте деревянной церкви. Каменный храм построили в стиле русского узорочья: его отличали затейливость форм, сложная композиция и обилие декора. Церковь имеет пять глав, колокольню, трапезную и два придела.

Среди известных прихожан храма был Николай Гоголь. Также здесь проходили венчания известных личностей: граф Николай Шереметьев тайно венчался с актрисой Прасковьей Жемчуговой-Ковалевой, а Сергей Аксаков — с дочерью суворовского генерала Заплатина.

В советское время здесь размещалось Всероссийское общество охраны природы. Церковь можно увидеть в фильме Леонида Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию» — она появляется в нескольких эпизодах.