Золотая, праздничная, мрачная: русская осень на полотнах великих художников – философский смысл картин
Наши представления об осени очень противоречивы. С одной стороны, осень ассоциируется с пёстрыми яркими красками: золотыми, красными, “огненными”, с шуршащими листьями, с теплом, “пожаром” на деревьях и под ногами. С другой стороны – с серостью, грустью, холодом, дождём и грязью.
Осень бывает разная – и в этом её прекрасное начало. Ведь мы все тоже очень разные, и кому-то по душе тёплая оранжевая, жёлто-золотая осень с ярким солнцем, чтобы можно было погулять, погреться в последних солнечных лучах перед зимой, сфотографироваться в парке на фоне россыпи жёлто-красно-оранжевых листьев. А кому-то больше по душе остаться дома в выходной, укутаться в тёплый плед и с чашкой горячего чая смотреть на дождь, на серое затянутое небо и голые ветки деревьев.
Осень – это не просто время года или сезон. Это отрезок жизни, в котором мы грустим об уходящем тепле, приходим к чему-то новому, смотрим, как быстро растут наши младшие братья и сестры, а кто-то – как собственные дети в первый раз идут в школу, колледж или институт. Для кого-то осень – это новое начало, волнующее и страшное, но такое интересное. А для кого-то осенняя пора – завершение цикла. Завершение отношений или деятельности, которая не приносила никакого удовлетворения.
Осень на полотнах художников
Все эти эмоции и чувства талантливые художники передают на своих полотнах. Для каждого художника осень — это что-то своё, что-то важное. Поэтому мы иногда не можем оторваться от картины. Мы чувствуем то, что удалось передать художнику на полотне. Мы видим частичку себя. Что-то кричит в нас: «Мне тоже это знакомо».
Но для того чтобы картина смогла затронуть душу, её должен написать действительно талантливый художник, который способен передать через холст и краски свои переживания, свою любовь к осени, своё виденье этой поры. Здесь мы собрали самые живые, затрагивающие душу картины осени, которые, возможно, смогут показать вам эту пору по-новому.
«Золотая осень» Василий Поленов
Поленов написал эту картину в 1893 году, спустя три года после того, как он поселился в усадьбе «Борок», расположенной на Оке, у деревни Бёхово. На картине изображён вид на Оку в сентябре. Река уходит в сторону Очковых гор. Если внимательно присмотреться к дальнему плану, то в правой части полотна, видна белая церковь с колокольней. Для организации пространственной композиции Поленов использовал дугу, соответствующую изгибу реки. Картина находится в усадьбе «Поленово» (современное название усадьбы «Борок»).
Описание
Это самый полюбившийся большинству пейзаж тёплой золотой осени. На картине главной композиционной составляющей является река Ока. Она течёт в неизвестную даль и ассоциируется с нашей жизнью, которая ведёт нас в неизвестные края. Художнику отлично удалось передать яркий солнечный свет. Мы видим эту яркость в жёлтой и зелёной листве, в реке и в голубом чистом небе, где плывут лёгкие белые облачка, ещё пропускающие солнце. Зелёные тона на первом плане говорят нам о том, что это ранняя осень, которая только начинается.
“В “Золотой осени” художник как бы воплотил свою мечту о высоком искусстве, очищенном от всего прозаического, будничного, о величавых образах искусства, возвышающих душу. Замерла умиротворённо-торжественная природа с её изумительно чистыми красками ранней осени — с мягкой пожелтевшей зеленью лугов и золотом деревьев, прозрачной голубизной реки и нежными красками неба от серо-зелёного и голубого к палево-жёлтым и розовым тонам”, – писала об этой картине искусствовед Элеонора Пастон в своей книге об искусстве Поленова.
«Осенний день. Сокольники» Исаак Левитан
Картина написана русским живописцем Исааком Ильичом Левитаном в 1879 году. Художник писал картину в один из самых трудных периодов своей жизни. Девятнадцатилетний на тот момент Левитан был выселен в Салтыковку из Москвы после выхода указа, который запрещал пребывание евреев в Москве. После этого события художник писал ностальгические, меланхоличные пейзажи. Примечательно то, что очень редко на его картине можно было увидеть людей. И на этой картине женщина была написана не самим Левитаном, а его другом из училища живописи и братом всеми известного Антона Павловича Чехова – Николаем Павловичем Чеховым.
Описание
На картине изображена пустая аллея с дорожкой, уходящей вдаль. По ней идёт одинокая женщина в чёрном платье. Её фигура очень маленькая по сравнению с громоздкими тёмными деревьями и серым небом. Цвета на картине рядом с женщиной тёплые, яркие, а за ней тёмные, и совсем тусклые вдали. Она уходит от тёмного прошлого, от грусти и страданий в новое светлое будущее. В этой картине Левитан передал свои страдания из-за вынужденного переезда и свои надежды на лучшее будущее.
«Осень. Веранда» Станислав Жуковский
Шедевр написан в 1911 году. В начале XX века был одним из самых известных художников в России. Также Жуковский считался одним из самых талантливых учеников уже известного нам по прошлой картине Левитана. Станислав Юлианович стал наследником его творчества. Но, конечно, в их картинах есть различия. Картины Жуковского более лёгкие и непринуждённые по сравнению с тяжёлыми, наполненными философским смыслом картинами Левитана.
Описание
На картине изображена белоснежная веранда, которая принадлежит какой-нибудь семье аристократов. Жуковский любил изображать барские и аристократические усадьбы. За верандой самый красивый золотой осенний пейзаж, на белом столе цветы в цвет пожелтевших деревьев. Художнику отлично удалось передать яркость солнечных лучей благодаря бликам и теням на всех поверхностях: на столе, вазе с цветами, перилах, скамейках.
«Осень» Исаак Левитан
Картина написана в 1987 году, когда художник тяжело болел. Свои боль и страдания Левитану удалось передать на картине. Если присмотреться внимательнее, то можно увидеть тяжёлую внутреннюю борьбу художника за жизнь. Искусство помогало ему пережить это непростое время.
Описание
На картине изображён тусклый, мрачный пейзаж реки. Рядом с водоёмом голые, тонкие деревья. В них прослеживается символ отсутствия здоровья, энергии, радостей в жизни. А белая молочная река как символ более светлого и радостного будущего, которое спрятано за этими кронами. Есть здесь и символ надежды – зелёные еловые ветки на переднем плане.
“Чем больше я видался и говорил с удивительно душевным, простым, задумчиво-добрым Левитаном, чем больше смотрел на его глубоко поэтические пейзажи, тем больше я стал понимать и ценить большое чувство и поэзию в искусстве… Я понял, что не нужно копировать предметы и усердно их раскрашивать, чтобы они казались возможно более эффектными, – это не искусство. Понял я, что во всяком искусстве важнее всего чувство и дух – тот глагол, которым пророку было повелено жечь сердца людей. Что этот глагол может звучать и в краске, и в линии, и в жесте – как в речи”, – писал о творчестве Левитана Ф.И.Шаляпин.
«Осенний букет» Илья Репин
Репин написал портрет своей дочери Веры Ильиничны Репиной в 1892 году в имении «Здравнёво». В те годы художник прославился картинами, полными драматизма. Но здесь Репин стремился отобразить своё восхищение юностью и жизнелюбие. В письме к Татьяне Львовне, дочери Толстого, художник писал:
“Начинаю портрет Веры, посреди сада с большим букетом грубых осенних цветов, с бутоньеркой тонких, изящных; в берете, с выражением чувства жизни, юности, неги”.
Описание
На картине мы видим прекрасную круглощёкую девушку лет двадцати с букетом полевых цветов в руках. На заднем плане уже кое-где пожелтевшие деревья, ещё зелёная, но уже немного пожухлая трава. Это начало осени. Жизнелюбие и радость, которые стремился передать художник, видны не только в девушке, но и в пейзаже вокруг неё и главным образом в полевых цветах, в которых присутствуют “осенние” оранжевые и коричневые тона.
«Золотая осень» Илья Остроухов
Пейзаж, написанный в 1886 году, принадлежит Государственной Третьяковской галерее. Идея картины родилась у Остроухова ещё в 1885 году, а вдохновением послужили пейзажи приусадебного парка “Абрамцево”, где проживал на тот момент художник.
На 15-ой выставке Товарищества передвижных художественных выставок («передвижников») картина «Золотая осень» впервые увидела свет в феврале 1887 года в Санкт-Петербурге. В том же году “Золотую осень” купил у Остроухова меценат и коллекционер Павел Третьяков.
Описание
На картине изображены клёны, липы и дубы в ярко-жёлтой листве. На переднем плане два дерева раскинулись ветками с пожелтевшей листвой во всей своей красе. На заднем плане написаны две сороки, которые очень выделяются благодаря своему чёрно-белому оперению. Интересно, что изначально их там не было. Остроухов добавил птиц позже по совету своего друга художника Валентина Серова.
Есть предположение, что Серов сам добавил в пейзаж сорок, но точной информации об этом нет. Также в глаза бросаются величественные тёмные стволы деревьев, которые очень красиво перекликаются с жёлтой листвой. Остроухову отлично удалось показать всю красоту “золотой” осени, её радость и праздничность.
«Зеленя. Осенью» Зинаида Серебрякова
Зинаида Серебрякова – одна из первых русских женщин, вошедших в историю живописи. Благодаря картине “Зеленя. Осенью” (1908) и автопортрету “За туалетом” (1909), художница стала известной. Брат Зинаиды, написал ей о том, что скоро пройдёт выставка “Мир искусства” она обязательно должна что-нибудь на неё отправить. Эти картины получили признание многих художественных критиков и других художников, а позже их приобрёл Совет Третьяковской галереи.
Описание
На картине изображено вспаханное зелёное поле в вертикальном положении. Невероятно стройная композиция и умелая работа с цветом, ярким на переднем плане и бледным на заднем, заставляют всматриваться и всматриваться в даль бесконечно. Тёмные нити земли между зеленью как будто увлекают за собой вперёд. Несмотря на преобладание зелени в картине, мы понимаем, что это ранняя осень благодаря жёлтым полутонам на траве и в небе.
«Осенний лес» Исаак Левитан
Пейзаж написан великим художником в Москве в 1886 году. Гениальность написания этой картины в том, что Левитан написал её по памяти, не используя совершенно никаких зарисовок. Потому что абсолютно каждый художник рисует не то, что он видит, а то, что он запоминает. И для того, чтобы написать пейзаж, полагаясь только на свою память, нужно быть очень талантливым пейзажистом. Картина написана в стиле импрессионизм. Левитан передал в ней лёгкое, невесомое и радостное настроение осени.
Описание
На картине изображён солнечный погожий день на опушке леса. Пейзаж наполнен самыми разнообразными тонами: коричневыми, красными, рыжими, зелёными, жёлтыми, фиолетовыми, голубыми, чёрными, белыми и серыми. По большому количеству белого и серого цвета на переднем плане, а также по белым “ляпушкам” на деревьях можно предположить, что это поздняя осень. А белый и серый цвет на переднем плане и на деревьях – это первый выпавший снег. Несмотря на присутствие холода в картине, она очень солнечная и радостная. Художник передал своё наслаждение от этой свежей, немного морозной, но всё ещё солнечной, светлой поры.
«Осень» Иван Шишкин
Пейзаж написан в 1892 году. Это поздний период творчества Шишкина, и “Осень” 92-го года считается одной из лучших картин художника. Своими работами Шишкин смог развеять миф среди других русских пейзажистов о том, что написать красивый пейзаж можно только с изображением итальянской или швейцарской местности, но никак не русской. Именно благодаря Шишкину русские пейзажисты увидели красоту русской природы.
Описание
На картине изображены деревья, почти полностью пожелтевшие. Ещё есть зелень в траве и некоторые деревья всё ещё зелёные, но такая красивая “золотая” осень уже близко. Высокие чёрные кроны деревьев, пожелтевшая, местами пожухлая трава, зелёные ели на заднем плане, сероватое небо – Шишкину удалось передать красоту русской природы без переделки под итальянские пейзажи. Он написал её такой, какая она есть – самобытная, простая и гармоничная. Такова русская осень в пейзажах Шишкина.
«Поцелуй под дождём» Леонид Ефремов
Леонид Ефремов – советский художник-импрессионист, который известен своей авторской техникой написания картин. В работе он использует только мастихин и ни одной кисточки. Афремов – первый в мире художник, который стал создавать картины, не используя других инструментов. Его авторский стиль называют мастихиновой живописью или стилем Афремова. Такая техника позволяет написать шедевр всего за несколько часов.
Из-за этого некоторые художественные критики считают, что картины Афремова не являются полноценными предметами искусства. Искусствоведы же считают его самым продаваемым художником в мире. И его картины действительно очень популярны: по ним делаются многочисленные раскраски, вышивки или просто копии шедевров. Также картины Афремова используются психологами в арт-терапии.
Описание
В центре картины счастливая встреча двух влюблённых на улице. Справа от пары фонарные столбы, слева – деревья в осенней листве. У мужчины в руках зонтик – очевидно, идёт дождь. Под ногами влюблённых лужи. Всё это передано огромным количеством ярких цветов не только с помощью жёлтых, оранжевых и белых тонов, но и синих, лиловых, голубых, бордовых, розовых. В этой картине так много романтики, счастья, радости и жизни, что её хочется рассматривать бесконечно.