Гостиница «Ленинградская»: что скрывает самая необычная высотка Москвы
О московской высотке в которой сегодня располагается роскошный исторический отель Hilton Moscow Leningradskaya можно говорить только в эпитетах самый-самый. Так что, приезжая в Москву, вам определенно стоит хоть раз остановиться в этой гостинице буквально в ста метрах от Ленинградского вокзала.
Все восемь высоток (включая так и не осуществленный проект Дворца Советов) были одновременно заложены 7 сентября 1947 года ровно в 13:00. На Каланчёвской площади изначально, согласно документации, планировалось построить 16-этажное административное здание. Здание получилось выше, но эта высотка все равно самая низкая из всех — высотой всего 139 метров.
При строительстве гостиницы «Ленинградская» возникло множество проблем. Так, тут пришлось дополнительно использовать сваи, поскольку при сооружении фундамента выяснилось, что через площадь протекают две подземные реки — Рыбинка и Чечёра. Для создания надёжной опоры конструкция здания была усилена 1400 десятиметровыми сваями из прочных чугунных труб, которые забивали до прочного несущего грунта.
Здание было построено по проекту архитекторов Леонида Полякова и Александра Борецкого. Изначально в гостинице было 349 номеров: от одноместных площадью 12 м2 до просторных трёхкомнатных люксов. Были рестораны, магазины и почта.
Когда сегодня попадаешь в холл гостиницы через первую в СССР дверь-вертушку (над ней работало целое НИИ), то ощущаешь насколько сильно в оформлении присутствует влияние средневекового русского зодчества. Кстати, двери имеют пропускную способность около 1500 человек в час и не дают потокам воздуха проникнуть в гостиницу.
Но начать стоит с бело-красно-золотистого фасада здания, напоминающего излюбленные цвета древнерусской архитектуры. Главный вход также с отсылками и решён в виде теремного крыльца и украшен многопрофильными карнизами, причудливыми фронтонами, висячими гирьками и пинаклями.
Слева от входа в холле обратите внимание на оригинальную стойку регистрации 1952 года, а чуть дальше на трофейных немецких бронзовых львов XIX века. Говорят, что на счастье надо потереть лапу тому, что справа.
Сами интерьеры гостиницы напоминают скорее собор, нежели здание советской архитектуры. И это не случайно, некоторые элементы скопированы с оформления допетровских дворцов и церквей. Лифтовый холл выполнен в виде алтарной ниши и декорирован порталом из золотой смальты и редчайшего шокшинского порфира — он использован и в Мавзолее Ленина.
Люстры главного лобби стилизованы под паникадила, а вход в него украшает копия Золотых ворот кремлёвского Верхоспасского собора.
Если же подняться по лестнице в сторону Бального зала (его, кстати украшают оригинальные китайские фарфоровые вазы), то можно увидеть над лестничными площадками два круглых медальона: один символизирует победу русских на Куликовом поле, второй — победу в Ледовом побоище.
В отеле же находится и самая-самая люстра, которая даже внесена в Книгу рекордов Гиннеса — 15,5-метровая бронзовая люстра-гирлянда расположена на парадной лестнице в пространстве между вторым и седьмым этажами.
Гуляешь с экскурсией по отелю и ощущение, что попал в музей — так тут всё насыщенно и наполнено историей. Даже зал для завтраков необычный — здесь было первое в перестроечной России казино.
В 2004—2008 годах в «Ленинградской» была проведена глобальная реставрация фасадов здания и интерьеров. Были восстановлены повреждённые или утраченные элементы отделки. В гостинице полностью поменяли инженерные сооружения, а в бывшем бомбоубежище появился фитнес-центр с бассейном и СПА-салоном. После завершения всех работ в августе 2008-го гостиница открылась под именем Hilton Moscow Leningradskaya.
Количество номеров сократилось до 273, при этом площадь самого маленького юнита теперь составляет 26 м2.
В гостинице было отреставрировано и пять так называемых «исторических люксов» площадью 90м2 с восстановленным декором и аутентичной мебелью — в одном из них удалось остановиться и проникнуться духом отеля с 60-ти летней историей. Я всё время ощущал себя героем кинофильма «Москва слезам не верит». Казалось, что включишь телевизор и увидишь выпуск программы «Время».
А за окном кипела жизнь уже другой Москвы — современной и быстрой. Такая вот машина времени.
Автор: Станислав Смирнов