Возвращение легенд: как мастера скальпеля и утюга сохраняют историю Москвы

Снять слои времени со здания Северного речного вокзала, вернуть исторический облик павильонам ВДНХ, заставить заалеть городские мосты – на это и многое другое способны специалисты и реставраторы Москвы. Скрытая от широкой публики работа зачастую таит в себе множество интересных аспектов. Как оживить месторождение гранита, позолотить "девушку" и отыскать скрытые узоры на стенах, читайте в материале РИА Недвижимость.

Порт пяти морей

Северный речной вокзал стал первым советским инфраструктурным объектом, при строительстве которого использовался не только сугубо функциональный подход, но и уделялось особое внимание эстетической стороне. Над проектом вокзала работали советские архитекторы Алексей Рухлядев и Владимир Кринский, несколько художников и скульпторов, в числе которых Лев Кардашов, Иван Ефимов и скульптор-керамист Наталья Данько. Создателем планировочных решений парка речного вокзала был инженер зеленого строительства, создатель парков Ульяновска, Челябинска и Воркуты Тимофей Шафранский.

Архитектурную составляющую здания вокзала, вопреки благим намерениям, подпортила первая реконструкция в преддверии Олимпиады 1980 года. "Олимпийская" переделка осуществлялась наспех – специалисты просто заделывали какие-то дырки, в том числе трещины. Поэтому реставраторам, которые взялись за переделку здания в 2018 году, пришлось исправлять ошибки своих предшественников.

Большая сложность в реставрации самого вокзала заключалась в том, что фрагменты внутреннего оформления (в том числе и трещины) были замазаны. Многое в здании необходимо было убрать или оттереть: это касается и керамических панно на фасадах, и живописи, сделанной чуть ли не гуашью. Проблем добавило и то, что здание сделано из бетона и возведено в 30-е годы прошлого века. По многим документам оно проходило как ненормативное, в том числе с точки зрения требований безопасности. Так что работу, которая проводилась строителями и реставраторами, можно считать действительно ювелирной.

Яркий пример того, что внимание уделялось каждой детали, – чугунная ограда парка со стороны Ленинского шоссе. Некоторые конструктивные элементы ограды были утрачены, а существенная часть оставшихся находилась в аварийном состоянии и требовала полной реконструкции. Специалисты воссоздали ограду по образцу 1937 года с применением современных материалов. В рамках благоустройства парка "вернули" не только несущую способность забора, но и его архитектурные элементы: светильники, композиции с якорями и звездами на рядовых секциях..

Практически полностью были утрачены первоначально установленные на территории Северного речного вокзала фонтаны. Из двух сохранилась только чаша одного, но и она уже лопнула, система подачи воды была в неудовлетворительном состоянии. Поэтому их также пришлось восстанавливать по чертежам и фотоматериалам. Изготовление основных элементов велось на итальянских станках, затем специалисты обрабатывали детали вручную. Готовые части тщательно подгонялись друг к другу. Отдельно по сохранившимся нечетким фотографиям восстановили скульптуры лебедей-кликунов.

Реставрационное "лечение" пережили также парковые скульптуры "Водный путь" и "Спорт". Статуя девушки с парусником в поднятых над головой руках давно стала эмблемой канала Москва – Волга. Медный парусник за годы, прошедшие с момента установки скульптуры "Водный путь", много раз перекрашивался. В результате пробных зондажей было выявлено, что изначально цвет покраски судна и декоративных волн под ним имели синие оттенки. Реставраторы вернули им первоначальный облик.

Самая кропотливая работа ждала реставраторов в здании вокзала: здесь воссоздали историческую планировку. Сохранившиеся оригинальные элементы и детали интерьера привели в порядок, утраченные части вернули. В результате здесь можно увидеть отреставрированные светильники и торшеры, роспись по стеклу, декоративные панно и витражи с гербами советских республик.

Иногда "реаниматорам старины" улыбалась фортуна. К примеру, при реставрации самой большой люстры вокзала весом более 50 килограммов специалисты нашли в здании склад с коробками, в которых оказались хорошо сохранившиеся оригинальные запасные плафоны. Они и были использованы для замены испорченных. Таким образом, все плафоны на люстре исторические.

Не изменился и облик звезды, которая венчала 27-метровый шпиль. Правда, реставраторам пришлось подбирать новую технологию ее золочения, близкую к изначальной гальванической, но менее затратную. В итоге остановились на методике электрохимического озолочения. По такому же принципу обновили серебряное покрытие украшающих звезду серпа и молота.

Без внимания реставраторов не осталась и прибрежная часть речного вокзала. Специалисты восстановили здесь небольшие старые арочные павильоны, расположенные по всему берегу. Исторический облик вернули и диспетчерской, которую построили в 1937 году у спуска к берегу водохранилища. В результате двухлетней комплексной реставрации аварийный и заброшенный объект стал полноценным функциональным портом, каким и задумывался изначально.

ВДНХ

Реставрация затронула еще одну масштабную достопримечательность столицы –территорию ВДНХ. В ходе работ реставраторы сделали здесь более 20 важных находок и открытий. В павильонах обнаружили первоначальный архитектурный декор, авторскую живопись и архивные кинопленки.

Возрождение павильонов

В последние годы на выставке реконструировали сразу несколько павильонов, в числе которых "Микробиологическая промышленность" и "Радиоэлектроника и связь". Строители, художники и реставраторы под руководством департамента капитального ремонта и под контролем департамента культурного наследия трудились и все еще трудятся не покладая рук, воссоздавая утерянные и восстанавливая пострадавшие элементы архитектурного убранства снаружи и внутри зданий.

Возведенный в 1938-1939 годах деревянный павильон №30 изначально носил название "Эфироносы", но в 1950-х годах его перестроили по проекту архитектора В.М. Бочкаревой. Новый облик создавали в традициях русской архитектуры – фасад украсил деревянный фронтон, напоминающий резьбу на избах. В течение 50-х годов менялась не только архитектура, но и название объекта: "Масличные культуры", "Хлопок", "Хлопчатобумажная и льняная промышленность". Экспозиция, посвященная микробиологии, стала главной темой внутреннего пространства павильона только в середине 60-х годов.

Изначально выставочное пространство было предназначено только под летнее использование и задачей специалистов было приспособить его под круглогодичное посещение. Здесь проложили все необходимые коммуникации, сделали вентиляцию, продумали систему пожарной безопасности, а деревянные элементы покрыли специальным составом, чтобы обеспечить износостойкость.

Перед началом реставрационных работ в павильоне проходили изыскательские работы. Специалисты обследовали объект, выявляли отдельные элементы и затем по архивным документам и фотографиям выясняли, как они выглядели раньше. В вводном и третьем залах была обнаружена цветочная живопись на потолках. Над главным входом в павильон был обнаружен картуш – лепное украшение в виде щита, на котором сохранились узоры в виде ростков хлопка и надпись: "Увеличить за пятилетие производство хлопка-сырца на 55-65 процентов".

С сохранившейся росписью реставраторы работали очень щепетильно: сначала с помощью специальных растворов живопись по небольшому кусочку очищали от краски и побелки, а уже после сверки с архивами приступали к воссозданию "картин". Все рабочие этапы в обязательном порядке согласовывались со специалистами департамента культурного наследия.

На каждом участке павильона специалисты старались сохранить как можно больше оригинальных элементов. В частности, реставраторам удалось восстановить сграффито из архитектурного бетона – декоративные элементы с узорами на наружной стене павильона. Их впервые сняли с "насиженного места" и отреставрировали в мастерской, организованной прямо на стройплощадке.

Для воссоздания сильно поврежденных участков и объектов специалисты применяли технологию докомпановки. Основываясь на исторических данных и фотографиях, они подбирали аналогичные материалы, из которых создавались точные копии утраченных элементов. Подобным образом были докомпанованы полы терраццо на входной группе павильона. Сейчас основные ремонтно-реставрационные работы в павильоне завершены и ведется подготовка к монтажу экспозиции будущего музея "Биотех".

Павильон №15 "Радиоэлектроника и связь", изначально называвшийся "Поволжье", в современном виде был построен в 1954 году. Фасад украшали горельефы с изображениями батальных сцен, витражная композиция, на углах здания были установлены скульптурные композиции – матрос и солдат, а в центре – рабочий с колхозницей, держащие герб РСФСР. Внутри располагалось 8 выставочных залов: вводный, зал Мордовской и Чувашской АССР, залы Саратовской, Ульяновской, Астраханской, Сталинградской и Куйбышевской областей. Особенностью архитектурного убранства павильона были каскадные фонтаны, обыгрывающие тему потока воды на гидроэлектростанциях.

В этом величавом виде павильон просуществовал недолго. В 1959 году его реконструировали и переименовали в соответствии с новой выставочной композицией.

Больше всего от обновления пострадал фасад: скульптуры демонтировали, горельефы частично разрушили, полностью убрали портики с квадратными колоннами, а здание закрыли металлическим фальшфасадом. Поэтому работы у реставраторов на этом объекте много.

Работы заключаются в восстановлении исторического облика здания, а также увеличения площади здания за счёт устройства нового подвального этажа под залами Чувашской АССР, Астраханской и Ульяновской областей. В павильоне представлены практически все существующие виды реставрации – полы терраццо, барельефы, горельефы, скульптуры, колонны из оселкового мрамора, живопись, лепнина, бронзирование по лепному декору на капителях колонн, витражи и другие.

В "Радиоэлектронике" специалистам тоже удалось обнаружить сохранившуюся потолочную живопись в нескольких залах.

Найти подход к девушкам

Первый в жизни ремонт несколько лет назад случился у главного фонтана ВДНХ и одного из основных символов выставки – "Дружба народов". Архитекторы отреставрировали 16 скульптур девушек, облаченных в национальные костюмы бывших союзных республик.

За 64 года работы фонтана статуи впервые сняли с постамента. Рост каждой из них – около четырех метров, а вес достигает трех тонн.

Работы выполняли специалисты реставрационной мастерской "Наследие". Основная сложность, по их словам, состояла в разработке методики демонтажа. У каждой статуи на фонтане – индивидуальное крепление. Это идея главного конструктора, и реставраторы должны были работать на ее основании, стараясь ни в коем случае не нарушить целостность объекта.

С "насиженного" за десятилетия места каждую статую снимали в несколько этапов. Прежде всего специалисты вымеряли точку, вокруг которой скульптуру можно было обвязать стропами так, чтобы она не перевернулась в воздухе. После этого, открепив гранитную часть постамента, скульптуру грузили на машину для транспортировки в мастерскую.

Над скульптурами работали около 20 реставраторов. Все оставшиеся документы специалисты собрали в единое целое и на этой основе разработали проект, согласованный с департаментом культурного наследия. В итоге фонтан восстановили в первоначальном облике 1954 года. На костюмах девушек появился новенький слой блестящей позолоты. Обновились и элементы, украшающие постамент фонтана: цветы, венки и фрукты. В работе реставраторы опирались на архивные чертежи, сохранившиеся с середины XX века.

Столичные мосты

Огромную роль реставраторы сыграли и в восстановлении столичных мостов – Большого Москворецкого и Большого Каменного. Причем опыт реконструкции первого учли при проведении работ на втором.

Вернуть цвет граниту

Большой Москворецкий мост является объектом культурного наследия. Работы, изначально рассчитанные на 26 месяцев, здесь удалось завершить вдвое быстрее – всего за 13, несмотря на размах реставрации и активную навигацию по Москве-реке.

В течение 80 лет на мосту проводились только косметические работы: покраска, обновление штукатурки, замена отбитого бетона. За это время железобетонные конструкции потеряли несущую способность, что и стало основной предпосылкой для капитального ремонта сооружения.

Во время реконструкции Большой Москворецкий мост, как конструктор, перебрали практически целиком. Разбирая конструктивные "внутренности", не забыли и о "лице" переправы – гранитной облицовке. За 80 лет службы она заметно обветшала под воздействием времени и атмосферных осадков, а некоторые элементы и вовсе оказались утеряны.

За год на сооружении обновили около 10 тысяч квадратных метров гранита, причем 80% облицовки удалось сохранить благодаря привлечению специалистов по реставрации. Камни снимали и отвозили в реставрационную мастерскую, где гранит проходил многоэтапную очистку: пескоструйную, химическую и биохимическую. В результате реставраторам удалось вернуть изначальный красно-бурый цвет гранита, в соответствии с историческим обликом моста.

Около 20% облицовочного гранита подрядной организации пришлось практически добывать самостоятельно. Причем месторождение редкого камня оказалось в заброшенном состоянии, и специалисты потратили немало времени и сил, чтобы его восстановить. Первостепенной задачей при капитальном ремонте Большого Москворецкого моста было сохранение его исторического облика, но при этом специалистам удалось внести необходимые корректировки, чтобы сооружение выдерживало современные нагрузки.

Снять слои времени

Масштабная реконструкция Большого Каменного моста, построенного в 1938 году, состоялась в прошлом году. Мост, не ремонтировавшийся с момента постройки, является ключевой транспортной артерией, поэтому капитальный ремонт проводился в несколько этапов, без перекрытия движения.

Важным мероприятием в рамках работ стала реставрация его чугунного ограждения, которое специалисты называют "особым произведением литейного искусства". Перила представляют собой секции, на которых изображен довоенный советский герб Москвы в обрамлении знамен с колосьями пшеницы, а также элементы индустриальной тематики с молотом и наковальней. До реставрации изображения были скрыты под слоями краски.

В реставрационном цеху с каждой деталью и элементом ограды специалисты работали по четкому регламенту. Сначала части секций фиксировали на фото со всех сторон и под разными углами, снимая дефекты. После очищали их с помощью пескоструйного оборудования, убирая въевшиеся загрязнения и ржавчину.

Затем художники-реставраторы приступали к удалению дефектов литья: недоливов, проливов и других искажений формы. Для этого они применяли метод газодинамического напыления, когда с помощью специального оборудования в элементы под сильным напором подают недостающие частицы материала, фактически "вбивая" их в поверхность для заполнения каверн. Отдельные детали доводили до совершенства вручную.

Практически аналогичный процесс восстановления проходила гранитная облицовка моста. После демонтажа плиты отвозили на территорию специализированного цеха. Первый этап восстановительных работ проводили снаружи: промаркированный гранит сгружали в отдельную зону и удаляли из него старые металлические закладные, большинство из которых уже проржавели и износились.

Затем специалисты проводили струйно-вихревую обработку плит, чтобы удалить следы атмосферных и химических загрязнений. Гранит таким образом принимает свой первоначальный вид, восстанавливается природный цвет, который под влиянием техногенных факторов с течением времени меняется. После такой обработки плиты смотрятся как новые, будто только что со своего исторического месторождения.

По историческим образцам были также восстановлены дверные проемы в опорах моста и наружные исторические дубовые витражи.