Алексей Комаров, IBM: Каждый дизайн-проект — это история

Алексей Комаров — senior UX/UI-дизайнер в московском офисе IBM, специалист по высоконагруженным интерфейсам, лидер направления «Дизайн цифровых продуктов», преподаватель, автор курсов и член аттестационной комиссии в «Среде обучения». В данный момент разрабатывает систему планирования полетов для крупной авиакомпании. Ранее спроектировал аналитическую веб-платформу для сокращения затрат на поиск и добычу нефти для одной из крупнейших нефтедобывающих компаний и мобильное приложение на базе iPad для менеджеров малого и среднего бизнеса одного из лидирующих банков. В интервью «Инвест-Форсайту» Алексей рассказал о своей карьере и навыках, которые помогли ему вести масштабные проекты. Алексей Комаров, senior UX/UI-дизайнер в московском офисе IBM, специалист по высоконагруженным интерфейсам О навыках дизайнера и постоянном развитии — Вы работаете над созданием цифровых продуктов для крупнейших компаний в разных отраслях: нефтегазовой, авиационной, финтехе. Как вам удалось выйти на проекты такого масштаба? — Для работы с крупными компаниями нужно обладать хорошими soft skills, и чем крупнее организация, тем это важнее. Работа над любым продуктом — это бесконечные переговоры: нужно постоянно анализировать, изучать бизнес-процессы и искать точки соприкосновения. Надо уметь договариваться, находить компромисс. Конечно, никто не отменял навыки дизайна: клиент рассчитывает получить высококлассный продукт. Заказчики смотрят на конкурентов и ожидают результат не хуже, а чаще даже намного лучше, чем у других. Один из самых популярных запросов: «Нам нужно как у Apple». Дизайнеру необходимы навыки проектирования и понимание тенденций, чтобы продукт выглядел современно. Поэтому нужно постоянно учиться и развиваться. — Вы много где преподаете, при этом сами не перестаете учиться? — Рынок постоянно меняется, поэтому я прохожу новый курс минимум раз в полгода. Когда на работе я занимаюсь проектированием, например, веб-интерфейса, то беру курс по мобильным приложениям, чтобы не отстать от тенденций. Во время учебы в университете я всегда проходил несколько курсов одновременно и с тех пор живу в том же ритме. Сейчас днем я работаю, по вечерам преподаю, по ночам учусь сам. В IBM посещаю митапы и курсы, чтобы понимать, что происходит на Западе, учусь у российских и украинских коллег. На Украине сейчас много сильных дизайнеров, так как они работают с европейскими заказчиками и конкурируют с другими странами. — А что-то помимо непосредственно дизайна изучаете? — Психологию — это очень полезно для дизайнера. Не клиническую, конечно, а про то, что людей мотивирует, какие бывают триггеры. В интерфейсах это тоже можно использовать. Например, часть того, что я узнал о психологии и геймификации, я рассказываю в своей статье «Как работают соцсети». Известен эксперимент с «бездонной тарелкой»: в ходе него в тарелки участников незаметно подливался суп. В результате люди съедали на 73% больше, чем им обычно требовалось, чтобы насытиться. Социальные сети с бесконечной лентой действуют по схожему принципу. Кроме того, в последнее время я увлекся темой кино, интересуюсь биографиями режиссеров и сценаристов. — Почему? — Любой дизайн, как и фильм, по сути, история: когда ты презентуешь проект, ты рассказываешь историю. Пользовательский путь в интерфейсе — история, которую дизайнер должен заранее продумать. В кино так же. — Вы всегда видели себя дизайнером? — Нет, изначально я не планировал становиться дизайнером. В детстве ходил в художественную школу, потом ушел в математику, учился в физмат-классе и поступил в Бауманку на специальность «Информатика и вычислительная техника». За четыре года я успел изучить и микроконтроллеры, и мобильные приложения, и сайты, научился составлять техническую документацию. Словом, всё это достаточно общая специальность. Но за полгода на курсе по дизайну интерфейсов я понял, что мне это ближе, чем разработка и код, и пошел учиться на дизайнера в Школу дизайна ВШЭ. Параллельно я работал по специальности — попробовал себя в программировании, убедился, что не мое. Зато когда делал интерфейсы для мобильных приложений на Android, понял, что мне интереснее работать над эстетикой и логикой самого интерфейса, нежели над тем, что под капотом. — Вы окончили МГТУ, потом учились в ВШЭ? — Я учился сразу в двух местах: после бакалавриата МГТУ поступил на программу ДПО по направлению «Дизайн» в ВШЭ и на заочную магистратуру в МИИТ, где получил степень магистра информатики. Так что изначально я до мозга костей айтишник. О взаимосвязи дизайна и разработки — Что первичнее: интерфейс или то, что «под капотом»? — Зависит от проекта. Есть проекты, которым, по сути, не нужен интерфейс, достаточно одной командной строки. Это обычно В2В-проекты, где пользователь — администратор базы данных или сисадмин, следящий за серверами: такое редко, но еще встречается. В B2C, например в онлайн-коммерции, роль интерфейса сложно переоценить: если клиент не может разобраться на сайте или в приложении и не выполняет целевое действие, то компания не получит прибыли. — Как считаете, насколько необходимо дизайнеру понимать, как устроен продукт изнутри, нужно ли разбираться в программировании? — Уметь писать код не нужно, но важно понимать, что такое базы данных, как верстаются страницы, как рендерится анимация в интерфейсе. Что если в базе данных нет информации, то на экране у пользователя она не появится. Многие приходят в дизайн интерфейсов из графического дизайна: они создают красивые интерфейсы, но при этом часто забывают, что есть структуры данных, есть информационная архитектура. Пользователь видит один интерфейс, а под капотом может быть пять разных систем: пока одна подгрузилась, вторая только запускается, нужно об этом сообщить пользователю. Графические дизайнеры иногда забывают об ограничениях систем и фреймворков, времени, необходимом системе на обработку запросов, и так далее, потому что они не знают, как устроена система, что любая картинка или сообщение где-то хранятся. Бывает так, что в старой системе банально негде хранить новый объект — и разработчики не смогут вывести его на экран. Дизайнеру не нужно все знать, его задача — сделать эстетически приятно, логично и удобно. Нужно взаимодействовать с разработчиками. Я сам последний раз писал код пару лет назад, с тех пор многое изменилось, и я всегда спрашиваю разработчиков, можно ли сделать так или иначе. Базовые знания программирования и навыки коммуникации сильно ускоряют работу дизайнера. — Важно ли дизайнеру уметь писать текст в интерфейсе? Вы тесно работаете с копирайтерами? — Сейчас в моей команде нет копирайтера. Конечно, знание языка важно, чтобы взаимодействовать с пользователем интерфейса. Всегда должен быть какой-то посыл и призыв: купить, нажать, заказать. Еще нужно понимать аудиторию: где можно на «ты», а где лучше на «вы». Например, каршеринг почти всегда с пользователем на «ты», потому что их ЦА –– молодежь, вряд ли кто-то за 40–50 будет использовать каршеринг. А вот банковские приложения другие, почти все они на «вы» и строго по делу, потому что деньги — это серьезно, это не место для игр. — Вы учились работать с текстом? — Я проходил курс по UX-копирайтингу. Ну и есть еще книги, например «Пиши, сокращай», она про стилистику и синтаксис в целом. В России UX-копирайтинг относительно недавно начал выделяться в отдельную профессию благодаря запросу финтеха. В Америке он существует давно, но американские книжки не переложить на наш опыт: там другой менталитет. В одной из компаний, где я работал, говорили, что в англоязычном мире все на «ты» и мы тоже будем на «ты». На самом деле в английском все на «вы». О карьере — Как вы попали на работу в IBM? Долго шли к этому? — Конечно, чтобы попасть в IBM, надо показать высокий уровень дизайна. Меня заметили, когда я работал в предыдущей компании над созданием мобильного приложения для менеджеров по продажам. Приложение помогает им лучше продавать продукты банка, уменьшая влияние человеческого фактора. Проект был очень масштабным: в работе над ним было задействовано несколько подразделений банка. Я и команда ездили в офисы по всей стране, чтобы общаться с менеджерами, увидеть, как они работают и как это отражается на их показателях продаж. — Проводили полевое исследование? — Да, чтобы лучше понять бизнес-процессы и составить общую методологию. У одних менеджеров показатели выше, у других — ниже, значит, нужно разобраться, по какому принципу взаимодействуют с клиентом те, у кого высокие, и автоматизировать процесс продаж, максимально переложив взаимодействие с клиентом на мобильное приложение. — Как называется ваша должность в IBM? Чем вы занимаетесь в данный момент? — Моя должность называется «senior-дизайнер». Для меня она сама по себе не имеет значения: важнее проекты. Последний год проектирую систему планирования полетов и дизайн-систему к ней для одной из крупных авиакомпаний Восточной Европы. Кроме того, я развиваю комьюнити дизайнеров внутри компании и участвую в подборе новых кандидатов, выступаю связующим звеном между менеджментом и дизайнерами. Часто подключаюсь на этапе переговоров с новыми клиентами и создаю дизайн-концепции, чтобы компания могла получить новые заказы. О сложностях в работе с высоконагруженными интерфейсами — Что самое сложное в работе с высоконагруженными интерфейсами? В чем разница между работой над таким интерфейсом и приложением, скажем, для заказа суши? — Разница в том, кто, как и для чего использует интерфейс, и в количестве данных, которые нужно скомпоновать и разместить на экране. Онлайн-магазины — хоть суши, хоть обувь — работают по одному принципу. К тому же сейчас эпоха mobile first: у многих людей нет компьютера или он один в семье, а смартфон есть у каждого. Банки, онлайн-магазины, каршеринги, такси и еда –– это все мобильные интерфейсы, где количество данных ограничено размером экрана и есть достаточно жесткие гайдлайны операционных систем. Универсальных решений здесь нет: перед работой над каждым новым проектом нужно провести множество интервью, чтобы понять, кто твой пользователь, что он делает в интерфейсе, каков его типичный рабочий сценарий, и суметь правильно расставить акценты. Можно потратить два-три месяца на один раздел приложения, так как нужно постоянно проверять и тестировать решения, искать наиболее оптимальный и простой способ взаимодействия человека с программой и постоянно изучать лучшие практики в индустрии. Сложности во взаимодействии с интерфейсом могут привести к огромным убыткам или даже чрезвычайным ситуациям и транспортным коллапсам, если мы говорим, например, о планировании авиаперелетов. В работе над высоконагруженными проектами надо быть усидчивым, быть готовым разбираться в деталях. Еще надо быть стрессоустойчивым, потому что результат работы дизайнера напрямую и очень сильно влияет на показатели бизнеса. А еще у всех заказчиков разные пожелания и способы общения, порой мнение о работе могут высказать жестко и прямолинейно. Некоторые дизайнеры воспринимают критику на свой счет и сильно расстраиваются. — Что посоветуете начинающим дизайнерам? — Больше смотреть и анализировать продукты на рынке и портфолио более опытных дизайнеров. Не копировать, но, например, работая над проектом электронной коммерции, вместо того чтобы сразу открывать графический редактор, лучше сначала изучить существующие онлайн-магазины: разобраться, как работают поиск и фильтры, как сверстаны карточки товаров. Почти все магазины работают одинаково, потому что так привычнее для пользователей, которые решают в них типовые задачи каждый день: выбирают и оплачивают товары, отслеживают статус заказа. Благодаря техническому образованию у меня очень хорошо работает аналитическое мышление. Перед тем как начать что-либо делать, я изучаю предметную область и только потом берусь за работу руками. Начинающим дизайнерам зачастую не хватает навыка коммуникации, они не умеют или боятся задавать вопросы коллегам и клиенту. Не надо изобретать велосипед. Посмотрите на автомобили: у всех четыре колеса и руль. В большинстве случаев не нужно тратить время на создание уникального приема или механики — достаточно посмотреть на рынок, найти аналоги и сделать лучше, чем уже делали до тебя. Беседовал Константин Фрумкин Подписывайтесь на канал «Инвест-Форсайта» в «Яндекс.Дзене»

Алексей Комаров, IBM: Каждый дизайн-проект — это история
© Инвест-Форсайт