Войти в почту

Кто заменит аварийные лифты

Лифты в многоквартирных домах нужно менять после того, как они отслужили 25 лет. Новые устанавливают на условиях софинансирования из регионального и федерального бюджетов. Но не всем субъектам это по карману. На круглом столе в Совете Федерации 26 ноября пришли к выводу, что нужно увеличивать федеральные субсидии. А чтобы лифты не падали, следует вовремя проверять их надёжность. Ростехнадзор предложил вписать норму о таком контроле в Градостроительный кодекс — соответствующий законопроект размещён на портале проектов нормативных правовых актов Правительства, и скоро его могут внести в Госдуму.

Кто заменит аварийные лифты
© Парламентская газета

Помощь от федералов

В конце прошлого года кабмин выделил Фонду содействия реформирования ЖКХ дополнительно 750 миллионов рублей на замену лифтового оборудования. Но этой суммы оказалось недостаточно — её потратили уже к маю, сообщил зампред Комитета Совета Федерации по федеративному устройству и региональной политике Дмитрий Кузьмин. «Необходимо заменить до 2025 года около 125 тысяч лифтов по стране, и на эти цели понадобится 300 миллиардов рублей, — сказал он. — На сегодняшний день есть ряд проблем, которые не позволяют нам уверенно сказать, что мы выполним поставленную цель в этот срок».

По данным Национального лифтового союза, стоимость замены и монтажа каждого лифта составляет два миллиона рублей.

Средний размер государственной поддержки на замену одной кабины — около 577 тысяч рублей, отметила заместитель генерального директора Фонда содействия реформированию ЖКХ Ольга Сердюк. Остальные деньги нужно найти в региональном бюджете, но не везде хватает денег на это. Поэтому в некоторых субъектах Федерации в 2020 году не установили ни одного нового лифта.

«Нужно вносить поправки в бюджет и увеличивать финансирование замены лифтов», — уверена зампред Комитета Госдумы по строительству и ЖКХ Светлана Разворотнева. Бюджет на 2022-2024 годы уже принят парламентом, но дополнительные средства можно найти при его корректировке, когда будут распределять дополнительные доходы.

Остались без надзора

Парламентарии считают, что механизм замены лифтов недостаточно чётко прописан в законодательстве. Судя по тому, насколько часто происходят аварии с лифтами, система контроля их состояния тоже не налажена.

Так, 24 ноября в Петербурге девушка, пытаясь выбраться из застрявшего лифта, упала в шахту. Сейчас с тяжёлыми травмами она находится в больнице. А 22 октября в одной из многоэтажек Москвы чуть не погибли 11 человек — кабина сорвалась с пятого этажа и полетела вниз, только в последний момент сработал страховочный механизм. Следственный комитет 29 сентября завёл уголовное дело из-за неисправности лифта в подмосковном Красногорске. Кабина, в которой находилась девушка, проехала мимо её этажа, а затем сорвалась вниз на несколько метров. Потерпевшая получила черепно-мозговую травму. Если бы лифт долетел до первого этажа, то, скорее всего, она бы погибла. Самая громкая смертельная авария произошла в январе 2016 года в жилом комплексе «Алые паруса», когда при падении лифта погибла Ирина Володина, дочь телеведущего Евгения Кочергина. За это осудили механика и директора компании, отвечавшей за обслуживание кабины.

Если лифт регулярно выходит из строя, жильцам следует обратиться в организацию, которая занимается его техническим обслуживанием, или в управляющую компанию. Но заменят устройство только после окончания срока службы.

Жильцы могут отремонтировать лифт и за свой счёт. Для этого они должны провести общее собрание, а затем обратиться в управляющую компанию, чтобы заключить договор с лифтовиками.

В жилых домах исправность техники обязана гарантировать жильцам управляющая компания, которая заключает договор с лифтовой организацией. «Управляющие компании должны заключить договор со специализированной организацией на техническое обслуживание лифта, но часто они этого не делают, так как хотят сэкономить, или заключают его с какими-то фейковыми организациями, у которых нет специалистов нужной квалификации», — ранее пояснила «Парламентской газете» Светлана Разворотнева. Очевидно, что нужно усилить контроль в этой сфере.

С июля 2021 года Ростехнадзор не проводит проверки в отношении лифтов и их владельцев, так как это обязательство исключили из закона о промышленной безопасности. В ведомстве разработали законопроект с поправками в Градостроительный кодекс и другие законы, чтобы устранить законодательный пробел. Инициатива, размещенная 21 октября на портале проектов нормативно-правовых актов Правительства, прошла публичное обсуждение и готовится к внесению в кабмин, а затем поступит в Госдуму. Если документ примут, Ростехнадзор будет контролировать безопасность лифтов и подъёмных платформ, установит порядок их использования и содержания. При этом хотят отменить плановые проверки лифтового хозяйства и оставить только внеплановые. Предварительная дата вступления в силу этих поправок — 1 марта 2023 года.