Барокко из морского ушка. Гид по выставке «Жемчуг и перламутр»

В Дарвиновском музее открылась выставка «Жемчуг и перламутр», посвященная этим природным материалам и истории их использования в декоративно-прикладном искусстве разных стран. Экспонаты — от раковин моллюсков до ювелирных изделий, от старинных предметов быта до произведений современного искусства — предоставили несколько музеев, частные коллекционеры и мастерские. О самых интересных из них mos.ru рассказала Ольга Стрелкова, автор выставки.

Барокко из морского ушка. Гид по выставке «Жемчуг и перламутр»
© Mos.ru

Раковины галиотисов

В переводе с немецкого слово «перламутр» означает «мать жемчуга». Песчинки или камешки, попадающие в раковину моллюска, покрываются слоями перламутра, и получается жемчужина. Перламутровый слой встречается не у всех моллюсков. Его оттенок зависит от множества факторов, вплоть до состава воды и микроэлементов, проникающих в раковину. Например, появление розового жемчуга обусловлено примесью марганца, а зеленого — присутствием хрома.

Раковины моллюсков рода галиотис обладают перламутровым слоем фантастических оттенков. Их также называют абалон (или морское ушко) из-за внешнего вида. В них очень редко появляются жемчужины, а если появляются, то неправильной формы. Такие жемчужины из-за их причудливых очертаний получили название «барокко».

Кстати, именно этот моллюск вдохновил Михаила Врубеля на создание картины «Жемчужина»: художник изобразил девушек-жемчужин именно в раковине галиотисов. Такую раковину он получил однажды в подарок от Максимилиана Волошина и был покорен ее формой и переливами.

Изделия, украшенные галиотисами, встречаются у разных народов, поскольку эти моллюски обитают на небольшой глубине во многих морях. Аборигены Новой Зеландии маори называли их «пауа» и высоко ценили.

На выставке «Жемчуг и перламутр» представлены реплики традиционных новозеландских изделий, которые по музейным образцам создал современный художник Илья Беляков. Маори украшали галиотисами керамические маски, которые помещали на носу каноэ для защиты от злых духов, а также деревянные статуэтки теко-теко, предназначавшиеся для охраны дома и двора. Считалось, что перламутровые глаза статуэток, отражающие свет, защитят хозяев дома, пока они спят.

От табакерок до гитары

Особый вид перламутровой инкрустации — в лаковой миниатюре — появился в VIII веке в Китае, а затем распространился на Корею, Вьетнам и Японию. Мастера подбирали раковины разных оттенков, подходящих под сюжет будущей миниатюры. Нужные кусочки перламутра вставляли в углубления рисунка и приклеивали. Изделие шлифовали вручную, а затем покрывали несколькими слоями лака. До сих пор во Вьетнаме и в Китае существуют целые деревни, в которых занимаются перламутровой инкрустацией.

Музей Востока предоставил для выставки несколько предметов, созданных во Вьетнаме в конце XIX — начале XX века. Среди них — альбом, вазы, столик и панно с изображением времен года.

Слоновая кость, бидри и аватар Вишну. Пять индийских экспонатов Музея ВостокаМоринхур и маска мистерии. Пять экспонатов монгольской коллекции Музея ВостокаДаруулга, гуу и Белая Тара. Изучаем бурятскую коллекцию Музея ВостокаЧойдиш, мунисак и ляган. Сокровища узбекской коллекции Музея Востока

В Европе перламутр начали использовать в XVII веке, им украшали веера, футляры, табакерки, шкатулки. Часто мастера использовали раковины моллюсков целиком. На выставке можно увидеть, например, футляр для карманных часов из цельной раковины морской жемчужницы. Он был сделан во Франции в первой половине XIX века. Перламутровую жемчужницу обрамляет бронза, внутри футляр отделан бархатом.

Иногда мастера вырезали на жемчужницах изображения христианских святых. Такие иконы получили распространение в Палестине в конце XIX — начале XX века. В Россию их привозили паломники, ездившие в Палестину на богомолье.

Один из самых интересных экспонатов — шестиструнная гитара из музея-усадьбы «Останкино». Ее изготовил в 1822 году в Санкт-Петербурге польский мастер Франтишек Мацкевич, специализировавшийся на дорогих гитарах. Перламутром украшены верхняя дека инструмента и розетка резонатора. Также можно рассмотреть перламутровую резную пластину с монограммой владельца и гербовый щиток с изображением орла.

Перламутр в веерах

В декорировании вееров перламутр стали использовать с начала XVIII века. Долгое время применяли только технику гравировки, позже стали экспериментировать с резьбой. Ремесленники вырезали веерные пластины из раковины и передавали их веерному мастеру, доводившему их до совершенства, полируя, гравируя и обтачивая кончики. Затем пластины соединяли при помощи металлического штифта. Последняя стадия создания веера — соединение веерного экрана с пластинами оправы — считается самой сложной.

Со временем форма и декор вееров менялись, следуя модным тенденциям. Менялась и мода на оттенок самого материала. Например, мастера XVIII века предпочитали белый перламутр, украшая его резьбой с золочением и серебрением. А в XIX веке стали использовать самые разные оттенки — от нежно-розового до глубоких синего и зеленого.

На выставке представлены веера из коллекции музея-усадьбы «Останкино», созданные во Франции с XVIII до начала XX века. Они демонстрируют разные приемы обработки перламутра. Например, на пластинах веера «Прелести сельской жизни» (1770-е годы) можно рассмотреть рельефную резьбу с серебряной и золотой фольгой. А этот свадебный веер, созданный в 1860-е, изображает сценку приготовления невесты. Ей помогают подруги и амуры, вокруг — шкатулки с драгоценностями. Перламутровые пластины развивают тему украшений: они сплошь покрыты тончайшей резьбой в виде позолоченной трельяжной сетки, часто использовавшейся в стилях барокко и рококо.

Черная жемчужина

К началу ХХ века природные запасы морского и речного жемчуга истощились. Это неудивительно: чтобы найти одну крупную жемчужину, вылавливали и вскрывали до 10 тысяч раковин. В результате многие виды моллюсков оказались на грани исчезновения, а промысел резко сократился.

Сегодня существуют десятки сортов культивируемого жемчуга. Одним из самых красивых считается черный. Его название весьма условно: оттенки варьируются от серых до переливчатых синих. Последние — самые ценные. На выставке представлена великолепная черная жемчужина неправильной барочной формы из частной коллекции.

Выращивать искусственный речной жемчуг начали в Китае еще в XIII веке: в раковину помещали шарик из глины, меди или олова, который постепенно покрывался перламутром. Но массовое культивирование жемчуга начали в Японии. Кокити Микимото, сын владельца лапшичной, стал основателем огромной индустрии: сегодня практически весь жемчуг в мире выращивают по его методике. Первую плантацию Микимото создал в 1888 году, через пять лет ему удалось вырастить жемчужину полукруглой формы, а круглой — только через 15 лет.

Японские ныряльщицы

Профессия ама (так в Японии называли ныряльщиков за водорослями, моллюсками и главным образом за жемчугом) насчитывает более трех тысяч лет. Занимались этим в основном женщины: они могли задерживать дыхание дольше, чем мужчины, и меньше мерзли в воде благодаря более толстому слою подкожного жира. Ныряльщицы использовали нож, легкую сетку и деревянный бочонок со стеклянным дном. Через него они высматривали моллюсков, а между погружениями использовали как поплавок — для отдыха. Эта тяжелая, но очень прибыльная работа часто становилась сюжетом гравюр японских художников. На выставке можно увидеть предоставленный Музеем Востока триптих гравюр середины XIX века, где изображены ныряльщицы.

Смеющийся Хотэй и чаша в стиле ваби. Сокровища японской коллекции Музея Востока

С японскими работами XIX века рифмуется серия «Ама, ныряльщицы за жемчугом» современного российского художника Алексея Иорша. Четыре графические работы он создал специально для выставки «Жемчуг и перламутр». Рисунки отсылают, с одной стороны, к традиционной японской живописи, с другой — к манге японского художника и писателя Санпея Сирато «Легенда о Камуи».

В четырех работах описан процесс жемчужного промысла: сначала ныряльщица, гибкая и пластичная, как окружающие ее рыбки, погружается в воду, затем (уже с добычей) отталкивается от дна и плывет к поверхности. Третья показывает, как тяжела ее ноша, а четвертая — как велика цена этого труда: нужно было выловить сотни раковин, чтобы найти всего три заветные жемчужины.