К 160-летию со дня рождения Э.Б. Ходжаева

К 160-летию со дня рождения выдающегося архитектора на кавказских минеральных водах Э.Б. Ходжаева. Направленность творчества. Ныне трудно себе представить ту ситуацию, в которой мы могли оказаться, если бы не вышли в свет известные объемные книги исследователей, посвященные старинной архитектуре городов-курортов на Кавказских Минеральных Водах. Если бы не благородный труд их авторов, таких замечательных историков и краеведов как С.В. Боглачев (СПб — Пятигорск), С. Н. Савенко (Кисловодск), Э. А. Жатькова (Ессентуки) и др., например, А. Н. Коваленко (Пятигорск), наши познания об архитектуре курортов оставались бы довольно ограниченными. Однако, к сожалению, об этом мало кто задумывается среди наших современников. Плакат заслуженного художника РФ Юрия Багдасарова (Кисловодск) К числу заметных достоинств упомянутых выше книг, изданных в 2006-2012 годы, выделяются представленные весьма ценные биографические данные об архитекторах и инженерах, внесших значительный вклад в развитие курортов, начиная с конца XIX по начало XX века. Особенную ценность представляют сведения о наиболее активном и востребованном зодчем Кавказских Минеральных Вод — архитекторе Эммануиле Багдасаровиче Ходжаеве, длительный период времени находившегося в забвении. Родился он 23 октября в 1861 года в Пятигорске. Сравнительно недавно стала проясняться картина того неоценимого вклада в развитие городов-курортов уникального края, которое связано с его именем. Окончив Императорскую Академию художеств в Петербурге в 1891 году, Ходжаев сразу же возвращается в родные края и разворачивает свою деятельность не только в родном Пятигорске, но и в Кисловодске (куда переехал в выстроенный им дом к 1904 году), в Ессентуках, и в Железноводске, а также, насколько известно, в Армавире и в Георгиевске. 160-летие первого городского архитектора Эммануила Багдасаровича Ходжаева было отмечено в Литературно-музыкальном музее «Дача Шаляпина» в Кисловодске под руководством заслуженного работника культуры Б.М. Розенфельда. Парадокс, однако, состоит здесь в том, что сам по себе музей разместился на бывшей даче купца Ушакова, выстроенного в 1903 году по проекту архитектора Э.Б Ходжаева. Наши нарекания вызваны тем, что из пяти досок с указаниями известных лиц, гостивших на этой даче, ни на одной из них не сказано о первоначальной принадлежности особняка истинному застройщику, ни об авторе этой постройки. Зато на территории музея многое указывает на то, что эта постройка принадлежала знаменитому певцу Федору Шаляпину, который останавливался в ней в 1917 году, давая концерты на курорте. И это вопиющее недоразумение никак еще не исправлено. К сожалению, однако, и некоторые современные издания, посвященные Кисловодску, все также умалчивают об истории возникновения этой дачи и об авторе этой уникальной постройки. Скудными сведениями о деятельности архитектора грешат не только различные публикации, но и материалы наших архивов, включая республиканские или краевые. И только некоторым краеведам удавалось по крупицам воскресить ценные данные о работе Ходжаева, опираясь на определенные свидетельства, касаясь и дачи Ушакова. Ценнейшими среди сведений оказались две-три публикации дореволюционного периода отечественной истории. Это, прежде всего, объемное издание, посвященное 300-летию Дома Романовых, «Россия в ее прошлом и настоящем». Во втором издании этой книги, 1915 года, куда вошли дополнения в различные части развития государства, в разделе, посвященной архитектуре, Э.Б. Ходжаеву уделили целую страницу с подтверждением того, что «ему принадлежит до 362 кабинетных работ, из которых исполнено до 300 в Тверской и Кубанской областях». Возвращаясь к известным постройкам, возводившимся по его проектам в Кисловодске, начиная с дачи Ушакова, расположенной у въезда в знаменитую Ребровую балку, только в пределах этой курортной зоны было выстроено около двух десятков дач и пансионов тем же архитектором, и ни одно из них не повторяет другое. Все они отличаются особенностями, представляющими безусловный, как было уже показано, архитектуроведческий интерес (см. кн.: С.А. Маилов. Зодчий Эммануил Багдасарович Ходжаев. Первый городской архитектор Кисловодска. М., 2015). Его постройки подкупают, прежде всего, решением композиционных задач в архитектуре — разработкой форм строений, гармонично вписанных в окружение, в пейзаж кисловодской местности. Выделяется и качество отделки объектов архитектора, будь то построенных в открытом кирпиче или тщательно отделанных штукатуркой. Среди наиболее ранних построек Ходжаева в Кисловодске отметим 2-х этажное здание Слободского училища (1898 г.), расположенного вблизи кисловодской крепости. Стилистически к этой постройки примыкает здание краеведческого музея в Ессентуках, где Ходжаев также много строит по заказам различных предпринимателей. Они подкупают выразительностью их фасадов при всей сдержанности и легкости их общего построения. Другие задачи перед собой ставит архитектор при решении объекта по особенному заказу на проект. В этом отношении особенно привлекательна дача купцов Тарасовых, построенная Ходжаевым к началу XX века в самом центре Кисловодска между Крепостью и Нарзанной галереей. Уцелевшая, к счастью, эта постройка принадлежит ныне санаторию «Жемчужина Кавказа». В этой дворцовой по масштабу даче Тарасовых ощутимы поиски архитектора, позволяющие ему выходить за рамки традиционных подходов при построении форм, характерных для так называемой кирпичной архитектуры XIX века. Для истории Кисловодска важны и другие произведения архитектора, возведенные в самом начале XX века. Это бывшие гостиницы по улице Курсовой (ныне Красноармейская): «Централь» и «Московская». Двух-трехэтажные протяженные строения городского типа с развитой пластикой их фасадов представляют ныне пример застройки центра старинного Кисловодска, приближенной к главному входу Курортного парка. Другой подход к архитектуре объекта Ходжаев демонстрирует в гостинице «Россия», расположившейся на Тополевой аллее, к северу от галереи Нарзана. Эта постройка, 1901-1902 годов, была первой городской 4-х этажной гостиницей на столь важном участке городской застройки, когда вслед за ней с ее 3-х этажным флигелем и садом (их разделяющих), по другую сторону аллеи было выстроено весьма оригинальное сооружение Гидропатического заведения в 1903 году по разработкам инженера А.Н. Клепинина. Тем самым, нетрудно видеть, как городской архитектор Э.Б. Ходжаев, проявляя особенную творческую инициативу, принимал активное участие по благоустройству, в широком смысле слова, центра Кисловодска. Сформировавшийся к 1903 году облик курорта способствовал тому, что и Кисловодская слобода, и казенные территории курорта наделены были статусом города с особенностями упрощенного его Управления. Этот вид управления затянулся, как свидетельствуют архивные материалы, вплоть до 1908 года. Именно это обстоятельство, будучи гласным в составе Управления города, позволило Ходжаеву решать многие вопросы, связанные с архитектурой курорта. К достоинствам архитектуры Ходжаева относится тонкая увязка основного строительного материала, прежде всего, кирпича с особенностями построения форм сооружения и пластики их фасадов, — от более насыщенной детализацией, как, например, дача Кундури или пансионат Ганешина, 1905 г., до локально представленной, — к примеру, дом Тер-Погосова, 1909 г., или три бывшие дачи, 1910-1912 гг., по улице Померанцевской (сейчас ул. Ходжаева), ныне реконструированных и вошедших в состав подразделений санатория Электроника. К этому ряду примыкают и здания в Пятигорске (по Кирова). Другой пример демонстрирует насыщение двухэтажном доме купца Лекарева (гостинице Ретвизан), который был возведен в 1904 году напротив дачи Ушакова. Эффект этого тектонически выверенного сооружения состоит также в том, что конфигурация его общего объема отвечает другой постройке, возведенной еще в 1895 г. архитектором Е. Дескубесом в качестве жилого дома железной дороги. Расположенные почти по соседству на одном уровне рельефа горной местности, эти два объекта демонстрируют некоторую важную связку времен исторического Кисловодска. Если Ходжаев уже в начале XX века строит свои здания в стиле развиваемого им курортного модерна (особенно здесь выделяется, например, дача. Тица в Пятигорске), — модерна яркого и неповторимого, постройки которого отличаются, как было однажды отмечено, «редкой художественностью» (см.: Россия…, указ соч.), то Дескубес демонстрирует еще постройку классического образца кирпичной архитектуры, характерной для последней четверти XIX века. Подытоживая сказанное, подчеркнем, что Ходжаев не только самозабвенно служил архитектуре. Он принимал активное участие и в общественной жизни города, занимался и благотворительностью. Будучи гуманистом и подлинным интернационалистом, архитектор на свои средства построил в армянском поселке города на ул. Баязетской (ныне Авиации) Карачаевскую начальную школу. Он также способствовал завершению работ по возведению Народного дома в том же Кисловодске, в котором прожил до начала 30-гг., пока не переехал в Москву. Канд. архитектуры Сергей Маилов (Москва). Наша информационная группа в WhatsApp, присоединяйтесь. Возвращаясь к известным постройкам, возводившимся по его проектам в Кисловодске, начиная с дачи Ушакова, расположенной у въезда в знаменитую Ребровую балку, только в пределах этой курортной зоны было выстроено около двух десятков дач и пансионов тем же архитектором, и ни одно из них не повторяет другое. Все они отличаются особенностями, представляющими безусловный, как было уже показано, архитектуроведческий интерес (см. кн.: С.А. Маилов. Зодчий Эммануил Багдасарович Ходжаев. Первый городской архитектор Кисловодска. М., 2015). Его постройки подкупают, прежде всего, решением композиционных задач в архитектуре — разработкой форм строений, гармонично вписанных в окружение, в пейзаж кисловодской местности. Выделяется и качество отделки объектов архитектора, будь то построенных в открытом кирпиче или тщательно отделанных штукатуркой. Среди наиболее ранних построек Ходжаева в Кисловодске отметим 2-х этажное здание Слободского училища (1898 г.), расположенного вблизи кисловодской крепости. Стилистически к этой постройки примыкает здание краеведческого музея в Ессентуках, где Ходжаев также много строит по заказам различных предпринимателей. Они подкупают выразительностью их фасадов при всей сдержанности и легкости их общего построения. Другие задачи перед собой ставит архитектор при решении объекта по особенному заказу на проект. В этом отношении особенно привлекательна дача купцов Тарасовых, построенная Ходжаевым к началу XX века в самом центре Кисловодска между Крепостью и Нарзанной галереей. Уцелевшая, к счастью, эта постройка принадлежит ныне санаторию «Жемчужина Кавказа». В этой дворцовой по масштабу даче Тарасовых ощутимы поиски архитектора, позволяющие ему выходить за рамки традиционных подходов при построении форм, характерных для так называемой кирпичной архитектуры XIX века. Для истории Кисловодска важны и другие произведения архитектора, возведенные в самом начале XX века. Это бывшие гостиницы по улице Курсовой (ныне Красноармейская): «Централь» и «Московская». Двух-трехэтажные протяженные строения городского типа с развитой пластикой их фасадов представляют ныне пример застройки центра старинного Кисловодска, приближенной к главному входу Курортного парка. Другой подход к архитектуре объекта Ходжаев демонстрирует в гостинице «Россия», расположившейся на Тополевой аллее, к северу от галереи Нарзана. Эта постройка, 1901-1902 годов, была первой городской 4-х этажной гостиницей на столь важном участке городской застройки, когда вслед за ней с ее 3-х этажным флигелем и садом (их разделяющих), по другую сторону аллеи было выстроено весьма оригинальное сооружение Гидропатического заведения в 1903 году по разработкам инженера А.Н. Клепинина. Тем самым, нетрудно видеть, как городской архитектор Э.Б. Ходжаев, проявляя особенную творческую инициативу, принимал активное участие по благоустройству, в широком смысле слова, центра Кисловодска. Сформировавшийся к 1903 году облик курорта способствовал тому, что и Кисловодская слобода, и казенные территории курорта наделены были статусом города с особенностями упрощенного его Управления. Этот вид управления затянулся, как свидетельствуют архивные материалы, вплоть до 1908 года. Именно это обстоятельство, будучи гласным в составе Управления города, позволило Ходжаеву решать многие вопросы, связанные с архитектурой курорта. К достоинствам архитектуры Ходжаева относится тонкая увязка основного строительного материала, прежде всего, кирпича с особенностями построения форм сооружения и пластики их фасадов, — от более насыщенной детализацией, как, например, дача Кундури или пансионат Ганешина, 1905 г., до локально представленной, — к примеру, дом Тер-Погосова, 1909 г., или три бывшие дачи, 1910-1912 гг., по улице Померанцевской (сейчас ул. Ходжаева), ныне реконструированных и вошедших в состав подразделений санатория Электроника. К этому ряду примыкают и здания в Пятигорске (по Кирова). Другой пример демонстрирует насыщение двухэтажном доме купца Лекарева (гостинице Ретвизан), который был возведен в 1904 году напротив дачи Ушакова. Эффект этого тектонически выверенного сооружения состоит также в том, что конфигурация его общего объема отвечает другой постройке, возведенной еще в 1895 г. архитектором Е. Дескубесом в качестве жилого дома железной дороги. Расположенные почти по соседству на одном уровне рельефа горной местности, эти два объекта демонстрируют некоторую важную связку времен исторического Кисловодска. Если Ходжаев уже в начале XX века строит свои здания в стиле развиваемого им курортного модерна (особенно здесь выделяется, например, дача. Тица в Пятигорске), — модерна яркого и неповторимого, постройки которого отличаются, как было однажды отмечено, «редкой художественностью» (см.: Россия…, указ соч.), то Дескубес демонстрирует еще постройку классического образца кирпичной архитектуры, характерной для последней четверти XIX века. Подытоживая сказанное, подчеркнем, что Ходжаев не только самозабвенно служил архитектуре. Он принимал активное участие и в общественной жизни города, занимался и благотворительностью. Будучи гуманистом и подлинным интернационалистом, архитектор на свои средства построил в армянском поселке города на ул. Баязетской (ныне Авиации) Карачаевскую начальную школу. Он также способствовал завершению работ по возведению Народного дома в том же Кисловодске, в котором прожил до начала 30-гг., пока не переехал в Москву. Канд. архитектуры Сергей Маилов (Москва). Наша информационная группа в WhatsApp, присоединяйтесь.