Войти в почту

Renault Arkana и неочевидный арт-маршрут по окрестностям Нижнего Новгорода

Это автомобильное путешествие длиной в три дня может повторить любой желающий. Или сделать из нашей программы более короткую, на выходные. Почему Нижний Новгород? А почему бы не посетить «Русский Детройт», да еще и в год его 800-летия? Заодно познакомимся с Renault Arkana в новом исполнении Pulse.

Renault Arkana и неочевидный арт-маршрут по окрестностям Нижнего Новгорода
© Motor.ru

Первый тест Renault Arkana

Что нового можно сказать о кросс-купе Renault Arkana, с рыночного дебюта которого прошел уже не один год? Например, что у него появилась новая спецверсия Pulse, в которой есть всё и немного больше. И пусть формат кросс-купе намекает, что стиль здесь превалирует над функциональностью, это лукавство. Надо заметить, очень практичное: два чемодана ныряют в 409-литровый багажник, дорожный просвет полноприводной версии – 205 миллиметров. Сначала кросс, потом купе.

Столица Поволжья

Главная особенность Нижнего Новгорода с точки зрения географии — перепады высот. Такие, что порой бывает страшно. Видели соревнования по лыжному слалому с горы? Подобное впечатление оставили некоторые из городских улочек. Перед тобой узкая дорога с наклоном под 45 градусов, по бокам плотно припаркованы автомобили, а спуск упирается в компактный перекресток.

К счастью, поджарый «француз» не спасовал перед российскими закоулками и провел нас по маршруту до Кремля. Пятьсот лет назад масштабное сооружение было военным сердцем города, а сегодня здесь собираются подростки в бежевых пальто и любители латте на кокосовом молоке. Кремль сменил стиль «милитари» на образ мекки современного искусства, но вдоль стен аккуратно расставлена военная техника прошлого.

Паркуемся и направляемся внутрь. Кросс-купе остается ждать и радовать местных эстетов черным стайлингом. Именно по нему проще всего идентифицировать автомобиль специальной серии среди себе подобных. За несколько лет фирменный красный цвет не успел надоесть, а теперь к нему прибавились черные крыша, 17-дюймовые колесные диски и корпуса зеркал. На задней двери поселился модный стикер с надписью «Pulse», но даже если выбрать машину в синем цвете, буквы все равно останутся красными.

Первый этаж сурового на вид музея «Арсенал» встретил нас целой горой инсталляций и смыслов, собранных в выставку «Неназываемое». Как бы её описать… Представьте, что вы с завязанными глазами отправились на турецкий рынок, где прямо в ухо кричат загорелые продавцы, а обоняние продирается сквозь мешанину из рахат-лукума и травяного чая. Именно такой и получилась выставка, где недостаточно просто смотреть на картины и читать описания. «Тут не нужно ничего понимать — это надо чувствовать», как завещали герои Нолана.

Взять хотя бы женский бюст, собранный из хлебобулочных изделий и накрытый павловопосадским платком. Со стороны это может показаться неуважительным обращением с пищей, но на деле перед нами целый сборник воспоминаний о советском прошлом. В нем закодированы и жители колхоза на собраниях, и линейка пионеров.

Зато второй этаж «Арсенала» — что стакан воды после чашки эспрессо. Экспозиция с чертежами и миниатюрами творений Владимира Григорьевича Шухова не заставляет погружаться в метафизику. Хочется лишь поражаться гению советского инженера, который подарил родине башню имени себя на станции метро Шаболовская, водонапорную башню в Выксе и еще целый ряд архитектурных шедевров.

Покидаем музей и отправляемся спать. Второй день начинается с переезда в Выксу с остановкой в Павлово.

Заехать в Павлово

Павлово – старинный русский город на берегу Оки. Небольшой районный центр Нижегородской области с населением порядка 60 тысяч человек. Там ли нужно искать современное искусство? Этот вопрос я задавал себе все утро воскресенья, выезжая из плотных объятий Нижнего Новгорода. Но раз уж маршрут составили скауты Renault, остается полностью им довериться.

Arkana шелестела каждым из 150 французских «жеребцов» под аккомпанемент… Тишины. Мультимедийная система кросс-купе насторожила дважды: сначала наотрез отказалась дружить с нашими смартфонами (и iOS, и Android), а потом всё же подключилась – и всё равно не стала играть музыку. Тем не менее, мы взяли медиасистему измором: после получаса уговоров и двух перезапусков из динамиков Bose зазвучали System of a Down.

Сильные стороны оснащения Арканы — это камеры кругового обзора, контроль «мертвых» зон и другие приятные мелочи, которые облегчают маневрирование. Для кросс-купе, где заднее окно едва шире средневековой амбразуры, датчиков никогда не бывает слишком много.

Эргономика кроссовера вызывает нарекания лишь в мелочах. Например, чтобы вывести показания цифрового спидометра на экранчик бортового компьютера, каждый раз приходится делать несколько нажатий на руле, и после каждой остановки настройки сбрасываются. Заглушил двигатель, запустил снова — и палец автоматически тянется к правой спице руля, чтобы снова исполнить привычный ритуал. Зато фирменный реношный джойстик управления аудиосистемой расположен максимально удобно и позволяет переключать треки легким движением мизинца.

Тем временем, мы въезжаем в Павлово. Навигатор ведет к странному двухэтажному зданию, похожему на гибрид церкви и астрологической обсерватории. Вывеска гласит: ресторан «Династия». А мы ничего не перепутали?

Нет! За заветной дверью оказался ресторан вполне себе московского уровня с не по-столичному щадящим ценообразованием. Избавлю вас от описаний блюд, пока «Мотор» не превратился в общество ресторанных критиков, но пара деталей все же достойна внимания. Во-первых, в «Династии» хранится самый большой в мире навесной замок, который даже вошел в Книгу Рекордов Гиннеса. Весит без малого 400 килограммов, ключ к нему — еще 16 кг, и механизм полностью функционален!

А еще в ресторане есть реплика картины «Охотники на привале», где одного из персонажей заменили на… Никиту Михалкова. Оказывается, режиссер давно дружит с владельцем заведения и хранит здесь свое вино, а дома у Никиты Сергеевича хранится еще одна такая репродукция. Только лиц Михалкова там уже три.

Всё как я ожидал: Павлово и современное искусство связаны не так уж и крепко, но у мира есть сразу несколько поводов узнать его получше. Ставим «галочку» в воображаемом списке и, наконец, выезжаем в Выксу.

Выкса как открытие

Ну а здесь-то нас ждут инсталляции и перформансы? Да, на каждом шагу! Это не шутка и не сарказм. Оказывается, Выкса является важным центром современного искусства и по совместительству одним из главных источников металла в России. Выксунский металлургический завод настолько масштабен, что трудно понять, где заканчивается город и начинается производственная площадка.

«На заводе работает каждый третий взрослый житель города» — рассказывает экскурсовод, пока мы въезжаем прямо на КПП предприятия. Внутри территории ВМЗ мы не разгоняемся больше 20 км/ч, а на встречной полосе то и дело появляются трубовозы и микроавтобусы для сотрудников.

На Берлинго: путешествуем по Калужской области за рулём неформатного компактвэна

Маршрут упирается в стену одного из производственных цехов, стена которого покрыта росписью. Это — «Эволюция — 2»: самый большой в мире мурал на фасаде здания, авторство которого принадлежит одному художнику. 10 квадратных километров чистого полета мысли, на создание которых у команды Миши Most ушло 35 дней труда.

На территории завода современный стрит-арт спокойно соседствует с советским индустриальным искусством. Мы проезжаем мимо той самой водонапорной башни Владимира Шухова. Монументальное 40-метровое сооружение сегодня не используется по назначению и сохранено как знак уважения великому архитектору.

От искусства в Выксе не убежать нигде. Хочешь съездить вечером в магазин, а из рощи неподалеку видны светящиеся неоновые буквы: «ВСЁ ЭТО НЕ СОН». Гуляешь по парку — и натыкаешься на огромного деревянного единорога. По городу раскиданы больше сотни арт-объектов, и отведенных мне суток на их изучение точно не хватило.

Пора ущипнуть себя и выехать из этого города с раздвоением личности на таком же многоликом автомобиле. Модная внешность скрывает гены выносливого и проходимого Дастера. Разумеется, между ним и Арканой нельзя ставить знак равенства. Ведь они и созданы для того, чтобы мы могли выбирать. И тот, кто прельстится выразительным дизайном, мало что потеряет. На дорогах Нижегородской области Аркану не смущают неровности, стыки и колея.

V — значит Vito? До Приэльбрусья и обратно с полной загрузкой

Вряд ли кого-то очаруют наивные детали вроде пластика «под карбон», но эта экономия понятна. Ведь в целом дизайн отнюдь не «дешевый». Спустя несколько лет после дебюта кросс-купе все еще остается единственным в своей нише. Даже Haval F7x заметно дороже, а Geely Tugella с ее ценообразованием и вовсе ушла играть совсем в другую лигу.

Бесспорно, даже в самой богатой комплектации Renault Arkana — все еще обычный автомобиль. Глупо ждать от него остроты управления на уровне карта и вжатого затылка в подголовник при разгоне. Он мягок, когда нужно и шустр, когда потребуется. Кроссовер без суперспособностей, только заметно красивее остальных «бюджетников».

А вот Выкса меня действительно поразила. Это тот случай, когда городу мало быть просто стратегическим объектом. Днем выксунцы работают на заводе, а вечером идут домой мимо муралов Эрика Булатова и Миши Most. Они заботятся об арт-объектах своей малой родины, когда с легкостью можно было бы этого не делать. И это заслуживает уважения. И, разумеется, визита. /m