Большая Грузинская улица в Москве: где жили грузинские цари, а где сталинские министры, и сколько стоит квартира в доме Романа Абрамовича

В Москве от Баррикадной до 1-й Тверской-Ямской протянулась Большая Грузинская улица. Ее название напоминает о поселении грузинов в столице.

Большая Грузинская улица в Москве: где жили грузинские цари, а где сталинские министры, и сколько стоит квартира в доме Романа Абрамовича
© Мир квартир
Большая Грузинская – сейчас и сто лет назад. Фото: livejournal.com

В 1729 году Петр I подарил грузинскому царю Вахтангу VI за заслуги перед Отечеством дворцовое поселение Воскресенское и 10 тысяч рублей на обустройство. До того в Воскресенском размещалась летняя резиденция царя Федора Алексеевича, где он и отдыхал с будущим государем Петром Великим, своим младшим братом. Село находилось как раз на том месте, где сейчас располагаются Большая и Малая Грузинские улицы, Грузинский вал и Грузинский переулок.

Хотя после территория слободы перешла к князьям Одоевским, грузинские топонимы остались. Первые строения, в том числе и дворец сына Вахтанга на Большой Грузинской, были деревянными. Из камня построили только церковь во имя Георгия в Грузинах и Армянскую церковь (ее уже нет).

Грузинская церковь – одно из старейших зданий в Москве. Фото: twitter.com

Зоосад и дом сына грузинского царевича

Московский зоопарк c вольерами, прудами и хозяйственными постройками существовал на Большой Грузинской еще в XVII столетии. Только назывался он зоологическим садом. Спроектировавший его зодчий Петр Кампиони привез в Москву животных, которых царю подарил Парижский акклиматизационный сад. Любители животных жертвовали туда деньги. Потом контр-адмирал Иван Бутаков, совершавший кругосветное плавание, доставил в сад коллекцию австралийских животных, а сам император Александр II подарил зоосаду слона.

Московский зоопарк существует уже пять столетий. Фото: twitter.com

Павильоны зоосада строили известные архитекторы Лев Кекушев и Сергей Родионов. Нарядный вход с двумя башнями вместо деревянной арки появился на углу Большой Грузинской и Большой Пресненской (ныне Красной Пресни) по проекту Константина Гиппиуса в конце позапрошлого века. В 1927 году зоосад стал зоопарком.

На территории современного зоопарка стоит малоприметный деревянный оштукатуренный дом – это единственное здание, оставшееся от первичной застройки (№5). Несмотря на неприметность строения, жил в нем побочный сын царя Вахтанга VI Вахушти Багратиони, ставший потом ученым. Более известен его внук – знаменитый военачальник и герой войны 1812 года Петр Багратион. В интерьерах царского дома уцелели фрагменты восточных росписей.

Особняки Верещагина и Горбунова

1890-ми годами датированы особняки №15 и №17. В первом жил художник-баталист Василий Верещагин – теперь там музей современного искусства. А дом №17 принадлежал купцу Василию Горбунову, женатому на дочери богатейшего предпринимателя Викулы Морозова – Екатерине. Екатерина Викуловна была меценаткой, благодаря ей в Москве строили больницы и приюты.

На том месте, где появился дом Горбуновых, стоял деревянный дворец царя Вахтанга. Правая часть нового, кирпичного здания получилась двухэтажной, левая – в один этаж. Три центральных окна – овальной формы. Балконы с кованой решёткой венчают треугольные фронтоны с монограммами владельцев. В нишах под балконами стоят вазоны. Окна и пилястры декорированы лепниной. Тут же дата постройки – 1897 год.

Дом Горбуновых со скульптурами Церетели стал знаковым для улицы. Фото: twitter.com

У Горбуновых не было своих детей, и хозяйка дома воспитала девочку-подкидыша. Подросшая приемная дочь заболела шизофренией, а потом случилась революция, и большевики выселили Екатерину Викуловну с больной дочерью в подвал дома в переулок Пречистенки. В доме долгое время располагались разные посольства, а теперь – мастерская другого известного грузина, скульптора Зураба Церетели.

Сталинка для оборонки: зачем «двушки» переделали в «пятерешки»

Дом Наркомата авиационной и оборонной промышленности (№36, с.3) – пример довоенного монументального сталинского строения, когда от аскетичных конструктивистских форм архитекторы перешли к высоким, на два этажа, аркам, лепным фронтонам и скульптурам на фасадах. Этот семиэтажный монумент невероятно красив и похож на итальянское палаццо эпохи Ренессанса. Два его первых этажа облицованы штукатуркой, стилизованной под красный гранит. По краям окон с балконами расставлены двойные пилястры, украшенные звездами, серпами и молотами и пшеничными снопами. На третьем этаже создана балюстрада французских балконов с растительным орнаментом ограды. Такой же рисунок был на оградах всех балконов, но они не сохранились. Зато в подъездах уцелели ограждения лестниц с подобным орнаментом.

Дом для сотрудников оборонной промышленности строили три года. Фото: um.mos.ru

Архитектор Юлий Дидерихс спроектировал это здание до принятия генерального плана 1935 года, поэтому строили его с отступом от красной линии – для расширения улицы во время реконструкции. Сначала дом строили для Наркомата тяжелой промышленности, и наблюдал за строительством сам Орджоникидзе. Но вскоре из этого ведомства выделили Наркомат оборонной промышленности, уже готовые двухкомнатные квартиры быстро перепланировали в трех- и пятикомнатные. Площадь квартир увеличилась до 150-205 кв. м, ведь дом предназначался уже не для служащих завода «Авиаприбор», а для высоких чиновников.

Там поселились министр авиационной промышленности Петр Дементьев, авиаконструкторы и ученые. В годы сталинских репрессий тринадцать жителей расстреляли. В квартире №62 с 1966 по 1998 годы жил композитор Георгий Свиридов, автор известной сюиты «Время, вперед!» – той, под заставку которой выходит программа «Время» на Первом телеканале. (Сама мелодия была придумана в 1968 году к документальному фильму о строительстве Магнитогорского металлургического комбината).

Библиотека Гоголя: «двушка» с дорогим ремонтом – 43 млн

В 1983 году на улице построили 13-этажный кирпичный дом (№ 39), в котором к 100-летию писателя открыли библиотеку имени Н. В. Гоголя. Как указывает мемориальная доска, «выдающийся артист театра и кино Олег Иванович Борисов жил в этом доме с 1984 по 1994 годы».

Размер кухни в двухкомнатной квартире – 15 кв. м. Фото: Мир Квартир

Большая «двушка» на третьем этаже обойдется в 43,2 млн рублей. На площади 90 «квадратов» разместились кухня-столовая, спальня и кинозал, два санузла и гардеробная. В помещениях выполнен дорогой ремонт. В квартире остаются мебель и техника ведущих мировых производителей.

Панельки 80-х: квартиры от 24,5 до 69 млн

В 1980-х на Большой Грузинской появилось несколько панельных высоток – дома №22 и №37, с.1. В 12-этажном доме №22 «трешка» площадью 66 кв. м предлагается за 24,5 млн рублей. Квартира без перепланировок с большой прихожей и огромным балконом. Покупка возможна за наличный расчет, в ипотеку и с материнским капиталом.

На одиннадцатом этаже четырнадцатиэтажной панельки (37, с. 1) сейчас предлагают квартиру размером 127 кв. м. Располагается она на втором этаже. В квартире имеются куxня-cтoлoвая, гоcтиная, маcтеp-cпaльня с гаpдeрoбнoй, большая ванная комната с oкном и caнузлом. Интерьеры выполнены в cтилe неoклаccики. Стоимость предложения – 69 млн рублей.

ЖК «Солнечный город»: квартиры с эркерами и террасами – от 63 до 91 млн

В 2001 году на Большой Грузинской достроили шестнадцатиэтажный монолит «Солнечный город», в типичном лужковском стиле, с мансардой и башней (№37, с. 2). Фасады отделали кирпичом коричневого и оранжевого цветов. Это элитный дом, поэтому подняться в лифте на этаж можно только с индивидуальным ключом.

На третьем этаже ЖК сейчас можно купить «трешку» размером 126 кв. м. В квартире за 63 млн рублей – гостиная с эркерными окнами, кухня-столовая, спальня со своей гардеробной и балконом, отдельная гардеробная, кабинет и два санузла – совмещенный и раздельный. Помещение меблировано и оборудовано современной бытовой техникой.

А многоуровневая квартира, занимающая три последних этажа, обойдется в 90,6 млн рублей. Это 310 кв. м со свободной планировкой. В помещении выполнен хороший ремонт, есть большая ванная комната с панорамным остеклением, на мансарде – выход на террасу.

«Четыре ветра» Романа Абрамовича: окно в окно – 62,5 млн

В 2007 году на Большой Грузинской реализовали статусный проект «Четыре ветра» (№69). Это многофункциональный комплекс с одним из самых красивых офисных центров в Москве и тремя жилыми корпусами премиум-класса. Все квартиры со свободными планировками, размер самой маленькой – 72 кв. м.

Много квартир в доме до сих пор не нашли своих покупателей, оно и понятно: жилье тут дорогое, недаром принадлежат нынче «Четыре ветра» консорциуму Millhouse, подконтрольному миллиардеру Роману Абрамовичу. Так, квартира размером 112 кв. м на втором этаже этого дома стоит 62,5 млн рублей. Помещение без отделки, а его окна смотрят в окна соседа.

Москва Тургенева. Где жили Герасим и Муму, был дом с зелеными львами из романа «Дым» и какая усадьба связала Тургенева и Гоголя

Даев переулок в Москве: кого спас призрак, кто украл клад с золотом и где живет гадалка, обслуживающая чиновников

Аренда домов на новогодние праздники в Ленинградской области: коньки на Лемболовском озере и теплый бассейн в Бараньих Рожках

Подписывайтесь на наш Дзен-канал МИР КВАРТИР, чтобы не пропустить важное в недвижимости