Как жители Толстовского дома на Рубинштейна борются с чиновниками за реставрацию здания

В СМИ все чаще появляются новости об осыпающейся штукатурке, лепнине, скульптурах. Иногда фрагменты зданий падают прямо на прохожих, что приводит к травмам — и даже к смерти. Это очевидно всем: Петербург, включенный в список ЮНЕСКО за свою прекрасную архитектуру, постепенно разрушается. Однако власти города и чиновники планомерно оттягивают выполнение капитального ремонта и реставрации. Единичные случаи ремонта зачастую вызывают огромный общественный резонанс, так как в результате здание начинает выглядеть еще хуже.

Как жители Толстовского дома на Рубинштейна борются с чиновниками за реставрацию здания
© Слово и Дело

Мы побеседовали с Леонидом Колотило, членом ТСЖ «Толстовский дом». Он вместе с жильцами знаменитого дома на улице Рубинштейна старается заботиться о здании и периодически общается с петербургскими чиновниками, призывая их обратить внимание на осыпающиеся фасады и лепнину памятника архитектуры.

В комментарии для «Слово и Дело» Леонид Колотило описал состояние и опыт Толстовского дома, однако он отметил, что картина чиновничьей безалаберности наблюдается по всему городу. Осыпающиеся штукатурка и лепнина — это «первый звоночек», что вскоре и весь дом может прийти в негодность. Таким образом, у нас на глазах разрушается центр Петербурга, который вообще-то нужно охранять и беречь.

«Состояние памятников архитектуры, в том числе Толстовского дома в Санкт-Петербурге, не просто плохое, а ужасающее. Этим вопросом должен заниматься Фонд капитального ремонта и администрация того или иного района под контролем КГИОП. Но фактически все ремонтные работы, которые планировались, были проведены либо в очень урезанном виде, либо вообще остановлены. Что касается Толстовского дома — буквально несколько дней назад было получено письмо из жилищного комитета, который отвечал на жалобу ТСЖ о капитальном ремонте здания. Они в очередной раз подтвердили, что восстановление фасадов в ближайшее время они не планируют, хотя еще год назад были истрачены больше 2,5 миллионов на проект реставрации фасадов (поскольку это памятник архитектуры, требуется именно реставрация фасадов)», — рассказывает житель Толстовского дома.

Фасады знаменитого дома работы архитектора Ф.И. Лидваля, который расположен между улицей Рубинштейна и рекой Фонтанкой, сегодня находятся в аварийном состоянии. Дело не только в осыпающейся штукатурке. Так, Леонид Колотило рассказал, что еще в 2009 году по городской программе, инициированной экс-губернатором Санкт-Петербурга Валентиной Матвиенко, с фасадов дома были срезаны аварийные балконы. Тогда губернатор публично пообещала восстановить балконы в течение трех-четырех лет. Однако прошло уже 12 лет: срезанные балконы не были восстановлены, а в аварийное состояние пришли уже другие балконы.

 «Прошло уже 12 лет. Ни балконов, ни Валентины Ивановны. По этому вопросу в свое время обращался и к губернатору, и к президенту России один из жителей Толстовского дома Михаил Михайлович Шемякин. Да, были такие обещания, но чиновники фактически дезавуировали обещания губернатора и президента, то есть они свели на нет эти обещания, и спокойно, пользуясь предлогом наступившей пандемии, программы были сокращены», — объяснил Леонид Колотило.

При этом он подчеркнул, что попытки добиться ответа от нынешнего губернатора Санкт-Петербурга или хотя бы обратить его внимание на проблему Толстовского дома обрываются на корню. Письма с обращениями «спускаются» вниз, и жильцы дома получают бесполезные чиновничьи отписки. Последний капитальный ремонт Толстовского дома проводился в 2007 году, однако эти действия только ухудшили положение здания, приведя его в аварийное состояние. В результате «капитального ремонта» была содрана кровля, которая существовала еще со времен постройки здания, а вместо нее постелили жестянку — причем с нарушением всех технологий. Более того, был выполнен одинарный фальц, не были соблюдены примыкания. Крыша здания потекла как решето. В результате ремонта, который выполнил город при помощи подрядной организации, признанной банкротом, было заведено уголовное дело. А крыша текла в течение десяти лет, пока ТСЖ ее латало за счет жильцов.

Толстовский дом — это не единственный памятник архитектуры, которые страдает об безалаберности чиновников. С подобными проблемами столкнулись еще десятки домов в Санкт-Петербурге, реставрация которых закончилась скандалом: испорченные фасады, сбитая лепнина, изуродованные скульптуры, приклеенные на монтажную пену декоративные элементы.

«Реставрация небольших домов, таких как дом Циммермана, дом Бака и других объектов, заканчивалась скандалами. Толстовский дом огромный, поэтому при реставрации фасадов Толстовского дома будет огромный скандал. Поэтому чиновники из КГИОП, из Жилищного комитета, из всяких фондов всеми правдами и неправдами стараются откреститься от Толстовского дома, потому что большой скандал и привлечение лишнего внимания им не нужны», — объяснил Леонид Колотило.

Петербург включен в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО, однако для властей города это лишь слова. На деле ЮНЕСКО не заботится о Петербурге, и чиновники не поддерживают статус города как места удивительной, красивой архитектуры. Леонид Колотило убежден, что чиновничий произвол и безалаберность городских властей не позволяют реально заняться реставрацией домов из старого фонда, а значит город будет осыпаться и дальше.

«Такая ситуация творится повсеместно, по всему Петербургу. Собственно говоря, стоит съездить в Москву — посмотреть. Приезжая в Петербург, москвичи говорят: "Господи, что у вас такое творится?". Я отвечаю: "У нас была война, закончилась всего лишь в 1945 году. Была блокада, в 1944 году закончилась, город еще не восстановился. А вы должны на своего Собянина молиться Богу. Он приводит у вас в порядок город. А у нас нет Собянина, у нас город разрушается, просто скоро начнут падать дома". То есть никакого улучшения за последние годы не видно».

Сохранение и реставрация исторического наследия Санкт-Петербурга были одним из главных обещаний предвыборной кампании Александра Беглова. Однако за годы его губернаторства город стал разрушаться еще стремительнее. Это говорит о том, что, если в срочном порядке не взяться за восстановление старого фонда Петербурга, исторические памятники архитектуры будут безвозвратно разрушаться у нас на глазах.