Войти в почту

Главный архитектор: проблемы должности, которой не существует

Львиная доля исследований, которые «Дом.РФ» в последнее время традиционно проводит совместно с ВЦИОМ, посвящена либо раскладам в девелоперской среде, либо настроениям и предпочтениям покупателей. На сей раз партнером «Дом.РФ» стал журнал Strelka Mag, а исследование было посвящено проблемам должности главного архитектора, которую исследовательский коллектив считает одной из самых многогранных позиций в государственном российском и муниципальном управлении.

Главный архитектор: проблемы должности, которой не существует
© BFM.RU

По данным программы «Архитекторы.рф», которая уже три года проводится «Дом.РФ» и Институтом медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка» при поддержке Минстроя и правительства РФ, на сегодняшний день позиция главного архитектора существует в 74 регионах страны. При этом в 77 из 320 средних, больших и крупных российских городов такой должности нет или, по крайней мере, сведений о ее существовании нет в открытых источниках.

В проведенном исследовании приняли участие бывший главный архитектор Екатеринбурга Тимур Абдуллаев, главный архитектор Краснодарского края Илья Поздняков, главный архитектор Дербента Иса Магомедов, главный архитектор Калуги Алексей Комов, главный архитектор Оренбургской области Наталья Ибрагимова, главный архитектор Ельца Марина Молодых и целый ряд других нынешних и бывших главных архитекторов. Вот лишь несколько цифр, фактов и выводов проведенной работы, которая выявила десять ключевых проблем, мешающих главным архитекторам работать и изменять облик своих городов.

Первый пул проблем связан с самим статусом главного архитектора: официально такой должности в России не существует. «Чаще всего за этим наименованием скрывается иная формальная позиция, которая может отличаться от региона к региону и от города к городу. В Челябинске это «начальник управления по архитектурно-градостроительному проектированию города», в Анапе — «заместитель начальника управления архитектуры и градостроительства», в Приморском крае — «заместитель министра строительства». Однако ни одна из этих формулировок не зафиксирована в законодательстве. В «Квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и других служащих» должность главного архитектора, равно как и любого специалиста, возглавляющего органы архитектуры и градостроительства, также отсутствует», — отмечают авторы исследования.

Соответственно, нет должности — нет списка обязанностей, квалификационных требований и полномочий главного архитектора. В итоге влиять на архитектурный облик города напрямую могут только главные архитекторы городов федерального значения (Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) и исторических поселений (например, Дербента). В остальных случаях мнение главного архитектора носит исключительно рекомендательный характер.

К тому же если у нас учат «на архитектора», то «на главного архитектора» — нигде. Как результат: 50% главных архитекторов, опрошенных в ходе исследования, заявили, что чувствуют нехватку навыков составления документов, 40% ощущают недостаток управленческих навыков, 30% осознают неполноту своих знаний об устройстве государственной системы и органов местного самоуправления.

Среди остро стоящих вопросов респонденты отмечали наличие посредников между ними и местным главой (во многих регионах главный архитектор подчиняется не напрямую главе муниципалитета или губернатору, а какому-нибудь вице- или заму, что создает коммуникационные проблемы) и высокий риск уголовной ответственности.

«Предоставление муниципальных услуг в сфере градостроительства, в том числе выдача разрешений на строительство или ввод объектов в эксплуатацию, — это сложная работа со множеством подводных камней, лежащая в большей мере в юридической плоскости. Ответственность за ее выполнение в некоторых муниципалитетах возложена на главного архитектора», — объясняет главный архитектор Краснодарского края Илья Поздняков. «Главные архитекторы, по сути, занимаются не своим делом. Многие мои коллеги становятся замами, их тут же нагружают вот этой «земельщиной», как я это называю. И прокуратура только и стоит за дверью и ждет этих ошибок. Такие проблемы были в Краснодарском крае, в Ростове — везде», — добавляет главный архитектор Калуги Алексей Комов.

Фото: depositphotos.com

У главных архитекторов часто возникают сложности со взаимодействием с другими департаментами, конфликты интересов со строительной сферой, ощущение переизбытка неформального общения с горожанами и журналистами, а такое общение неизбежно для человека, занимающего публичную должность. Кстати, публичность и связанные с ней проблемы бывший главный архитектор Ульяновской области Татьяна Тарасова называет одной из наиболее частых причин большой текучки кадров. Средняя продолжительность срока службы в должности главного архитектора составляет два-три года.

Еще главные архитекторы постоянно сталкиваются с коллизиями в законодательстве, которые не позволяют им напрямую влиять на градостроительные процессы. Законодательная база меняется чаще, чем текущая документация, ежегодно в Градостроительный кодекс вносится от 15 до 30 поправок, а профильные юристы есть далеко не везде; федеральный закон «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» существует в старой редакции, а новая все никак не пробьет себе дорогу; дизайн-код и объемно-пространственный регламент — редкие документы для российских городов и далеко не везде носящие обязательный характер… Список законодательных «заковык» можно продолжать и продолжать.

Наконец, нехватка финансовых ресурсов, очевидный недостаток людей в команде, низкие зарплаты — все это тоже проблемы, и довольно серьезные. Для справки: средняя зарплата главного архитектора города-миллионника, не принимая в расчет Москву и Санкт-Петербург, составляет 50 тысяч рублей, а зарплата помощника главного архитектора небольшого города — 15 тысяч рублей. Кого этим соблазнишь?

В отличие от многих других исследований работа «Дом.РФ» и Strelka Mag пытается дать ответ на вопрос, как исправить сложившуюся ситуацию. Среди предложенных мер — принятие закона об архитектурной деятельности в новой редакции, законодательное утверждение должности главного архитектора с прямым подчинением главам муниципалитетов и губернаторам, внесение в Градостроительный кодекс понятия «архитектурно-градостроительный облик» и непременное усиление контроля главных архитекторов над строительной сферой. Как подчеркивают авторы исследования, «в идеале вопросы строительства должны, наоборот, находиться в ведении архитектора как человека, ответственного за архитектурно-градостроительный облик города. В этом случае главный архитектор может, например, ставить перед строительной отраслью конкретные цели и определять показатели эффективности, имея при этом инструменты контроля их исполнения».

Вдобавок не мешало бы поискать новые способы финансирования архитектурной деятельности и разработать новые, профильные образовательные программы. И параллельно запустить просветительские проекты, которые объясняли бы и администрациям, и местным жителям — кто вообще такой главный архитектор, чем он занимается и почему так нужен их городу.