Что такое гринвошинг. Объясняем простыми словами
Гринвошинг — необоснованное позиционирование товара или услуги в качестве экологичного. Термин произошёл из смешения английских слов green — «зелёный» — и whitewashing, которое переводится как «отбеливание репутации». Впервые гринвошингом назвали псевдоэкологичные действия американских отелей. Они использовали «зелёные карточки», в которых призывали постояльцев экономить воду, повторно использовать полотенца. Но эколог Джей Вестервельд выяснил, что дальше маркетинга в этих отелях дело не зашло и они просто пытались скрыть поломку прачечной или сократить издержки. Ни в России, ни в других странах законодательно не закреплено понятие «экологичный». Никак не регламентируется, что должна подразумевать характеристика «натуральный» на упаковке. Чем бренды и пользуются, делая громкие псевдоэкологические заявления и занимаясь таким образом гринвошингом. Примеры использования в «Секрете» «Гринвошинг — самая обидная проблема из всех! Есть очень много людей, которые хотят делать осознанный выбор при покупке товаров, и этим активно пользуются недобросовестные компании, из-за чего в итоге потребители начинают подозрительно относиться к настоящим экотоварам». (Из материала о чехлах для телефонов из биоразлагаемого материала.) «Тема экологичности, с которой мы работаем, сама по себе довольно проблематичная. Многое, что в рамках неё происходит, раз и навсегда клеймят гринвошингом». (Из материала о стартапе, который производит биоразлагаемые крышки для стаканчиков.) Нюансы Способы гринвошинга можно разделить на две группы: - Простые. Зелёный цвет упаковки, специфичный материал — например, крафтовая бумага, растительные мотивы в названии или дизайне, слова «натуральный», «экологичный» в описании, названии. - Изощрённые. Например, производитель маркирует товар сертификатами экологичности, которые на самом деле этот продукт не получал. Практика Яркий пример гринвошинга — программа H&M по сбору одежды и текстиля, запущенная в России. Любой человек может прийти в магазин и сдать ненужную одежду, вне зависимости от её состояния и места покупки. H&M заявлял, что всё это отправится на заводы в Германии, будет переработано и пойдёт на производство тканей для товаров в эколинейке H&M Conscious. Оказалось, что вещи россиян уходили на склад в Лыткарино, не имеющий отношения к Германии, а потом продавались на Avito или выбрасывались. После этого скандала H&M сменила российского партнёра, через которого отправляла товары на переработку. Однако это ещё не вся история. В Норвегии Агентство по защите прав потребителей указало H&M на гринвошинг, посчитав, что производитель даёт недостаточно информации о количестве экологичного материала при пошиве конкретных изделий в линейке H&M Conscious. Соответственно, это больше похоже на маркетинговый ход, чем на реальную заботу о природе. Статью проверил: Алексей Фирсов, основатель центра социального проектирования «Платформа»