Да будет свет: учимся выбирать освещение при фотосъемке

При съемке

Да будет свет: учимся выбирать освещение при фотосъемке
© 7dach.ru

дачных пейзажей

, как, впрочем, и в других жанрах фотографии, главное, на что следует обращать внимание — это свет. Не случайно само слово «фотография» можно перевести как «светопись».

Основной, а часто и единственный источник света на открытом воздухе — солнце, интенсивность его излучения может сильно изменяться в зависимости от погоды, широты местности и времени суток. 

Для получения самых эффектных снимков садовых и парковых пейзажей, да и отдельных растений обычно рекомендуют 

выбирать утренние и вечерние часы

. В это время:

свет не такой яркий, как днем; жесткость лучей гасится большой толщей атмосферного воздуха, через который они проходят;цветовая температура меняется в сторону более теплых тонов. 

Мягкое освещение подчеркивает рельеф местности и создает красивые длинные тени

Мягкое освещение

лучами низко стоящего солнца подчеркивает рельеф местности, выявляет фактуру предметов и создает красивые, длинные тени. 

В полуденные часы

выразительные снимки сделать труднее, при высоком стоянии солнца освещение резкое, контрастное, а тени очень плотные. Но это не значит, что снимать нельзя. Во-первых, в наших северных широтах даже в летние месяцы высота стояния солнца над горизонтом не столь уж велика, кроме того, искушенный фотограф и в таких условиях найдет способ сделать интересный кадр. К примеру, ярким солнечным днем удается снимать замечательные портреты растений в тени, под пологом насаждений, или же на открытом месте, используя как зонтик имеющиеся в продаже светорассеиватели или просто большой кусок плотного нетканого материала (например,

лутрасила

), который всегда найдется в хозяйстве у садовода. 

При съемке садовых пейзажей солнечным днем

большое значение имеет направление света

.

Наименее интересные, плоские снимки получаются

при фронтальном освещении

(когда солнце находится за спиной фотографа). Садовые

строения

, растительные посадки, снятые таким образом, теряют объем и кажутся невыразительными. Тени, отбрасываемые объектами в кадре, прячутся за ними и не выявляют их форму. Гораздо

выгоднее использовать

боковой или диагональный свет

(солнце из-за плеча), хорошо проявляющий рельеф и фактуру объектов.

Эффектными могут получиться и кадры,

снятые при встречном, или контражурном свете.

Наводясь на светлые области в кадре, обычно снимают силуэты. А при съемке растений на просвет листва или лепестки цветов буквально светятся изнутри. 

Съемка в контровом свете (справа) выигрышно оттеняет лепестки и придает снимку солнечное настроение

Совет

: снимая против солнца, старайтесь строить снимок таким образом, чтобы оно не попадало в кадр, а было спрятано за ветвями или стволом дерева. В противном случае на снимке часто появляются пятна засветки (так называемые «зайцы»), обычно они портят кадр, но иногда могут создавать особое «солнечное» настроение. Не бойтесь экспериментировать во время фотосессий, не исключено, что вы отыщете свои собственные приемы взаимодействия с солнечным светом. 

Слева: снимая против солнца, старайтесь строить снимок таким образом, чтобы оно не попадало в кадр, а было спрятано за ветвями или стволом дерева. Справа: фронтальное освещение скрадывает объем запечатленных предметов и делает изображение плоским и невыразительным

В пасмурную погоду

 пейзажные снимки получаются менее выразительными, а вот портреты растений часто удаются, поскольку рассеянный, малоконтрастный свет позволяет выявить на снимке мельчайшие детали и фактуру объекта.

В пасмурную погоду пейзажные снимки получаются менее выразительными

Многим начинающим фотографам можно порекомендовать делать снимки сада при слегка рассеянном освещении, когда солнце прикрыто ажурными перистыми облачками и предметы отбрасывают легкие, нерезкие тени. 

Боковой свет позволяет идеально передать рельеф понравившихся уголков.

Если вы снимаете портрет растения или крупный план

, например, участок цветника, то затененные места на снимке можно подсветить специальным отражателем, или даже просто с помощью листа ватмана, перенаправляя отраженные лучи солнца в тень. Кроме того, для подсветки плотных теней можно использовать встроенную или внешнюю вспышку. Однако мощность ее нужно контролировать, чтобы не пересветить передний план фотографируемой сцены. 

Текст и фото: Андрей Лысиков, к.б.н., член Союза фотохудожников России

Специально для любителей фотографии мы опубликовали

серию статей на эту тему

. Изучайте, практикуйтесь и совершенствуйтесь! 

Какая камера — ваша? Выбираем технику для фотосъемкиВолшебные фокусы: что такое фокусное расстояние объективаГлавное — приоритет! Как «приручить» экспозицию, выдержку и диафрагмуСекреты волшебного ракурса: выбираем точку съемки«Портретные» хитрости: как настроить глубину резкостиСад в формате МАКРО: учимся снимать растения крупным планомКак правильно фотографировать цветы с близкого расстоянияКак фотографировать в темноте? Все секреты ночной фотосъемки сада