Между внешним эффектом и внутренней эффективностью
БЦ «Академик» по проекту группы компаний UNK стал победителем ABB Leaf Awards — престижной международной архитектурной премии; как отметил главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов, российское бюро с проектом в России отмечено этой наградой впервые.
Проект нового офиса Росбанка в «Москве-Сити», авторство которого принадлежит UNK corporate interiors, выиграл международную премию RFT Architecture Construction & Design Awards 2021 в категории Interiors Workplace (это первый победитель из России в истории премии), вошел в число финалистов престижной британской премии SBID Awards 2021 в категории Office Design, получил Гран-при российской Best Office Awards 2021, выиграл номинацию Brand & Image той же премии.
Созданный DA Bureau бутиковый коворкинг Headway в башне «Восток» МФК «Башня «Федерация» в «Москве-Сити» стал обладателем французской премии DNA Paris Design Awards 2021 в номинации «Интерьерный дизайн / рабочее пространство». Консорциум под лидерством архитектурной студии IND architects стал триумфатором международного конкурса на разработку концепции Экополиса — нового города на Сахалине. Ресторан Zemlya Moscow, над интерьером которого работало бюро Archpoint, вошел в число пяти финалистов IV Национальной профессиональной премии «Лучшие в индустрии — 2021» и получил «Пальмовую ветвь ресторанного бизнеса» в номинации «Интерьер года». И это только начало списка.
Но за спиной каждого проекта, который празднует успех на региональном, федеральном или даже международном профессиональном уровне, стоят заказчики. Вряд ли кто-то из них изначально требует от архитекторов и дизайнеров создать нечто победное. В подавляющем большинстве случаев этот аспект жизни проекта их интересует крайне мало, а то и вообще не интересует: они платят за соответствие концепции своим коммерческим задачам и установкам, а всякие там премии и конкурсы — это приятная, но необязательная фишка.
А для самих архитекторов и дизайнеров это отнюдь не «всякие там». В ноябре BFM.ru подробно рассказывал о том, что профессиональное признание — это не только повод для гордости и великолепная строчка в личном или корпоративном резюме; пусть не напрямую, пусть не сразу, но победы, особенно заслуженные, можно монетизировать.
Так ищут ли творцы изначальный баланс между профессиональной ценностью проекта и его коммерческой значимостью для заказчика? И как выбирают из проектов тот, который имеет смысл подавать на премию? Своими размышлениями делятся люди, которые не понаслышке знают, сколько «весит» лавровый венок победителя.
Валерий Лизунов, архитектор, основатель бюро Archpoint
«Мы всегда ищем этот баланс между задачей, которую ставит заказчик, и творческой составляющей проекта. Наша главная цель как архитектурного бюро — создать не просто красивый дизайн-проект, но по-настоящему работающую бизнес-модель. Но в нашей профессии всегда приходится чем-то жертвовать: скажем, иногда стоимость изготовления некоторых изделий или деталей может просто не уместиться в бюджет, тогда мы ищем либо пути удешевления, либо альтернативу. В работе с заказчиком важно вести себя как единомышленники и научиться друг друга слышать. В конечном счете мы работаем для людей и должны создавать продукт не только красивый, но и функциональный. Это как высокая мода, но только в нашей «одежде» заказчику удобно. А при выборе проектов для подачи на ту или иную премию мы всегда принимаем во внимание несколько факторов: масштаб и качество реализованного проекта, его уникальность и новизну, а также соответствие фотографий реальному воплощению».
Юлия Хапкина, главный архитектор студии IND architects
«Наша основная задача в любом проекте — ответить на заданный заказчиком вопрос, решить поставленную им задачу. Если задача сформирована четко, если перед ее формированием было проведено исследование на тему потребностей и специфики заказчика, то и полученное решение будет актуальным, грамотным и будет иметь ценность в профессиональной сфере. Получение премий и реализация собственного архитектурного эго никогда не стоит во главе наших проектов — только профессиональное решение правильно поставленной задачи. В конкретном «сахалинском» случае, как и во всех остальных, мы не видим противоречия между коммерческой значимостью проекта для заказчика и ценностью нашего творческого проекта. Одно без другого не может существовать: заказчик не реализует выходящее за рамки бюджета решение, а мы не сможем спроектировать объект, не отвечающий нашим творческим ценностям и амбициям. А про «подачу»: все зависит от премии, на которую подается проект, и от задач, которые данный объект решает. Иногда мы уверены, что дизайн будет массово хорошо встречен, иногда знаем, что дизайн будет понятен узкому, но актуальному кругу людей. Так или иначе, проект-претендент должен эффектно и эстетично достигать цели, которую мы совместно определили с клиентом. И если мы все сделали в этом ключе правильно, мы уверены, что проект будет оценен и замечен профессионалами».
Борис Львовский, генеральный директор DA Bureau
«По нашему опыту, коммерческий успех практически всегда напрямую коррелируется с творческим. Чем профессиональнее сделан проект, чем он интереснее в плане дизайна, тем он будет успешнее в коммерческом плане. Клиенты никогда не обращаются к нам с каким-то конкретным запросом по дизайну, они рассказывают о том, какую аудиторию хотят привлечь, какой им нужен вайб, какова концепция у их проекта. Они приходят к нам, чтобы мы сделали дизайн, который поможет проекту «выстрелить», и это наша основная задача. Например, в начале работы над коворкингом Headway перед нами стояла задача сделать уникальный проект, непохожий на большинство коворкингов в России. Это должен был быть проект другого уровня — более премиальный и комфортный, ориентированный на более взрослую, но прогрессивную аудиторию. Вообще, хороший дизайн сейчас является маркером крутого места, что в том числе и привлекает публику. Мы стараемся работать на стыке маркетинга и дизайна. Придумываем различные фишки и логистические решения, которые дополнительно помогают проекту становиться коммерчески успешным. Что касается того, как выбираются проекты на конкурсы: мы стараемся работать с таким качеством, чтобы все наши проекты можно было подавать на премии».
Николай Миловидов, управляющий партнер UNK corporate interiors
«С моей точки зрения, говорить об удачном проекте можно, только если он оправдал все ожидания заказчика: решение поставленной перед проектом бизнес-задачи является единственным критерием оценки получившегося результата. Безусловно, посетитель со стороны сможет оценить в основном дизайнерские решения, так как ему сложно с ходу понять, как «работает» офис. Но мое глубокое убеждение, что в офисах хороший дизайн всегда идет дополнением к правильному функционалу, продуманному для работы бизнеса конкретного заказчика. Иначе значит, что проект не получился, собери ты хоть все мировые премии. При этом понятно, что дизайна в проекте от архитектора ждут всегда — это задача по умолчанию. Никогда заказчик не говорит: сделайте мне скучный, неинтересный офис. Более того, очень часто внешне чисто дизайнерские приемы помогают спроектировать правильное пространство для работы, и, наоборот, работа над бизнес-задачей проекта приводит к оригинальным дизайнерским решениям. В этом и заключается профессионализм архитектора — найти баланс между внешними эффектами и внутренней эффективностью офисного пространства. Говоря об офисных проектах, получающих различные профессиональные премии, надо отметить, что в своих решениях члены жюри иногда тоже опираются на внешний вид, оценивают дизайн в первую очередь. Им не всегда возможно погрузиться во внутренний мир проекта, увидеть работу пространства глазами заказчика. Это происходит в проектах, сделанных для не самых распространенных бизнесов, устройство которых может быть не знакомо тому или другому члену жюри. Но сейчас большая часть бизнесов в мире во многом основаны на проектных командах, а для таких офисов решения по организации пространства достаточно универсальны. В любом случае залогом получения премии будет совершенный дизайн, дополненный максимально раскрытой подачей информации о том, как и что происходит в офисе».
«При этом мы никогда не назначаем конкретный проект «флагманом по премиям». Поэтому всегда подается несколько проектов на каждую премию, и именно оценка жюри становится решающим фактором продвижения того или иного проекта. Здесь мы доверяем профессионалам», — подчеркивает Николай Миловидов.