Картины XX века показали волгоградцам на новой выставке

Волгоградский художественный музей имени Ильи Машкова демонстрирует произведения, которые хранятся в его запасниках. Новая выставка в корпусе на проспекте Ленина, открытие которой состоялось 3 февраля, полностью «машковская» – никаких коллабораций с Третьяковкой или Русским музеем, только волгоградское хранение. Чем удивит горожан экспозиция, читайте в нашем материале.

Картины XX века показали волгоградцам на новой выставке
© Волгоградская правда

Если вы регулярно посещаете выставки местного музея изобразительных искусств, то существенную часть представленных картин вы уже могли видеть. По крайней мере работы самого Ильи Машкова не снимались со стен выставочного зала на Чуйкова все лето прошлого года. Однако это не значит, что выставке нечем удивить: все-таки собрала она более 80 экспонатов. Здесь и «Портрет А. И. Мильмана» И. И. Машкова, и «Метростроевка у бетоньерки» А. Н. Самохвалова, и «Пастушонок» А. А. Пластова… Всех авторов перечислять не будем, слишком уж обширный список.

– Собрание произведений отечественного искусства ХХ века – гордость музея. Оно включает более 6000 работ, при всем желании музей не сможет продемонстрировать его зрителю полностью, – говорят в пресс-службе музея, и этому охотно верится.

Говоря отстраненно, основная особенность выставки – грамотная работа ее куратора с пространством. В этот раз стены заполнены картинами от пола до потолка, что создает эффект практически полного погружения в искусство. Это выгодно отличает новый проект «Машкова» от многих других, выполненных в классической горизонтальной манере. 

К тому же таким образом весьма и весьма ловко обыгрывается сама тематика выставки «Открытые фонды». Посетителю как бы предлагают посмотреть на эти самые фонды чуть ли не в первозданном виде, словно заглянуть в хранилище. Разноформатные полотна производят ощущение хаоса, но нам это почему-то нравится.

– Между картинами практически отсутствуют интервалы, и, так как произведения очень сильные и очень самостоятельные, они немного мешают друг другу. Нам приходится сосредотачиваться на каждом экспонате и делать работу, от которой мы отвыкли. Эти работы очень велики, и мы сами становимся частью этих живописных вселенных. Путешествие по выставке заключается в переходе из одного пространства в другое: из 1910-х годов в 1930-е, в 1950-е. Это становится таким небанальным приключением, – объясняет Ольга Малкова, куратор выставки.

В какой-то мере эта выставка для музея автобиографическая: он тоже прошел через множество этапов становления, меняясь концептуально и визуально. Тем ценнее, что проводится она в «старом» выставочном зале, который в глазах обывателя несколько сдал позиции после появления второго пространства музея с его постоянными привозными и экспериментальными проектами, и уж тем более после проведения биеннале прямо в еще не отреставрированном ЦУМе. Есть в этом помещении на проспекте Ленина какой-то уют, своя атмосфера и камерность.

– Этот обновленный зал многие наши посетители помнят как мрачный коридор, в котором располагалось хранение. Сотрудники нашего музея совершили настоящий подвиг: в конце декабря и в начале января мы сумели освободить зал от хранения, пусть и пожертвовав малыми залами, в которые перенесли более тысячи произведений. Зато смогли представить такие живописные гиганты, которые вошли в эту коллекцию, – рассказывает директор музея Варвара Озерина.

И все-таки за кажущимся простым, классическим и даже дизайнерским приемом расположения полотен кроется и более глубинный посыл. Ведь перед посетителями экспозиции, по сути, разворачивается весь двадцатый век: в лицах, красках, деталях и образах. Самые разные люди писали эти картины в невероятно разные эпохи. Вот висит полотно прямиком из 1910-х, а вот уже рефлексия на события прошедших лет (и в том числе на эту же картину) от автора, который создал свое творение практически на стыке с веком нынешним. Получилась своеобразная машина времени, которая куда хочешь, туда и унесет, только вглядись в нужную картину. И это по-своему прекрасно.