Истории вещей. Как устроен старинный тафель-клавир из «Царицына»
Домашние концерты и спектакли были излюбленным досугом дачников XIX века. На многих дачах Царицына, одного из самых популярных в то время мест загородного отдыха москвичей, для этих целей были музыкальные гостиные с неплохим набором инструментов. Одна из таких гостиных, в которой несколько десятилетий подряд собирались члены семьи предпринимателей и благотворителей Давидовых и их гости, воссоздана в Третьем Кавалерском корпусе музея-заповедника «Царицыно».
Центральный экспонат постоянной экспозиции «Дачное Царицыно» — старинный тафель-клавир, или столообразное пианино. О том, чем оно отличается от своих современных собратьев, а также о вкусах и быте царицынских дачников XIX века рассказывает куратор экспозиции Елена Офицерова.
Пианино, оно же стол
Столообразное пианино появилось в в конце XVIII века как компромисс для тех, кто хотел иметь рояль, но не мог поставить его у себя дома. Почти сто лет именно этот инструмент являлся безусловным фаворитом для домашнего музицирования. В 1880-х годах его вытеснили более звучные пианино, близкие к современным. Впрочем, отдельные экземпляры были в ходу и до 1930-х.
По своей конструкции столообразные пианино близки к роялю, в них струны тоже расположены горизонтально. По качеству звучания они недотягивали до рояля, зато, в отличие от него, с легкостью могли уместиться в небольшой гостиной. Кроме того, такие пианино отлично вписывались в интерьер и выполняли двойную функцию: стоило закрыть крышку, и инструмент превращался в изысканный столик, на который можно поставить цветы, свечи или фотографии.
Тафель-клавир (Tafelklavier) — немецкое название столообразного пианино. Так как в свое время эти инструменты буквально завоевали весь музыкальный мир, собственные названия появились в очень многих языках. По-английски их называли square pianoforte, по-испански — piano de mesa, по-итальянски — piano a tavola, а по-французски — piano carré.
Самая музыкальная семья Царицына
Один из залов выставки «Дачное Царицыно» представляет музыкальную гостиную семьи Давидовых. Здесь можно увидеть мебель красного дерева, обитую малиновым штофом, изящную декоративную скульптуру «Купающаяся Венера» и пейзаж кисти немецкого мастера. Все эти вещи свидетельствовали о высоком статусе и об утонченном вкусе хозяев. Помимо музицирования, гостям предлагалось сыграть в домино или в карты — в те времена обычно предпочитали вист.
Семья известного предпринимателя и благотворителя Ивана Давидова во второй половине XIX века сняла под дачу Третий Кавалерский корпус Царицына и провела здесь без малого 50 лет. Со стороны Нижнего Царицынского пруда Иван Юльевич пристроил террасу, на которой семья любила проводить время, наслаждаясь прекрасным видом. Несмотря на ряд перестроек, допущенных в ходе приспособления здания под дачу, Третий кавалерский корпус благодаря семье Давидовых сохранился гораздо лучше других «необитаемых» царицынских построек Василия Баженова.
Давидовы были очень музыкальной семьей. Почти все представители фамилии играли на каком-нибудь инструменте. Брат Ивана Юльевича Карл был выдающимся виолончелистом и основателем русской виолончельной школы. Сам Петр Чайковский окрестил его «царем всех виолончелистов нашего века» и посвятил ему симфоническую пьесу «Итальянское каприччио».
Падчерица музыканта Тамара Волконская вспоминала:
«Помню я Карла Юльевича у нас на даче в Царицыне; вижу его сидящим с виолончелью в нашем круглом зале около пианино; на пюпитре ноты, которые он просматривает, изредка наигрывая отдельные пассажи, как будто пробуя какую-то новую вещь; в зале нет никого, домашние входят и выходят, не обращая на него внимания… Это лето сестры его проводили тоже в Царицыне, и он приезжал к ним погостить».
Иван Давидов был секретарем Братолюбивого общества снабжения в Москве неимущих квартирами. На свои средства он построил дом на 26 квартир, которые безвозмездно сдавались нуждающимся, участвовал в организации детских приютов и школы для слепых детей. За свою активную благотворительную деятельность получил чин тайного советника и даже удостоился личной встречи с императором Александром II и его дочерью великой княжной Марией Александровной в Москве в 1874 году.
Дачное Царицыно
«Дачный период» в истории Царицына начался в конце 1860-х. Именно тогда здесь начали сдавать участки в аренду под строительство. Это были сказочные места: большой парк, пруды, дворцовый ансамбль авторства Василия Баженова. Еще более популярным эту местность сделала железнодорожная станция Царицыно, открытая в 1865 году.
«Даже самые богатые дачники пользовались железной дорогой. Они только от станции пользовались услугами извозчика. Из Москвы добираться до Царицына было очень удобно, особенно если вы едете первым классом. Поезд отходил от Курского вокзала и шел всего около 12 минут», — рассказывает Елена Офицерова.
Одной из самых комфортабельных дач Царицына была дача Муромцевых. В большом двухэтажном доме с террасами и мезонином в виде башни, провели водопровод и электричество, рядом были выстроены кухня, каретный сарай, конюшня и сторожка дворника. Сергей Муромцев, председатель первой в России Государственной думы и один из основоположников конституционного права в России, арендовал в 1890-е семь участков в Царицыне, но застроил только один, оставив остальные исключительно для прогулок.
С дачей Муромцевых связана не одна романтическая история. Двенадцатилетний Борис Бугаев (в будущем — писатель Андрей Белый) в 1893 году влюбился в дочь хозяев Маню. А племянница Сергея Муромцева Вера встретила в Царицыне своего будущего мужа Ивана Бунина.
В разное время в Царицыне гостили философ Владимир Соловьев, композитор Петр Чайковский, литераторы Федор Тютчев, Алексей Плещеев, Леонид Андреев и многие другие. Учитывая богатую историю, сотрудники музея-заповедника не могли не задуматься о выставке, посвященной «дачному периоду» в истории Царицына.
«Наша выставка работает с мая 2017 года, — говорит Елена Офицерова. — У нас есть раздел о разных семьях, снимавших дачи в Царицыне, часть экспозиции посвящена досугу дачников: представлены ракетки для лаун-тенниса, молоток и шар для крокета, несколько видов фотоаппаратов, роликовые коньки, палеонтологические находки и так далее. Также есть музыкальная гостиная, о которой мы говорили, и стенд, посвященный науке. Здесь жили люди, всерьез увлекавшиеся научными исследованиями, например Дмитрий Езучевский».
Экспозицию готовили более десяти лет. Научные сотрудники разыскивали потомков царицынских дачников, договаривались о передаче в музей негативов, дневников, предметов быта. Сегодня в «Дачном Царицыне» представлено 400 уникальных экспонатов и более 200 фотографий.