Курян научат рисовать, как Малевич
23 февраля 1879 года появился на свет будущий художник Казимир Северинович Малевич. Создатель «Черного квадрата» десять лет прожил в Курске, на улице Почтовой. Есть мнение, что все работы курского периода художник сжёг. Так это или нет – уже не установить. В собрании курских музеев нет работ супрематиста Малевича. Но где, как ни в Курске, в канун дня рождения создателя одного из самых необычных стилей в искусстве говорить о его работах? Команда Курской картинной галереи и АНО «Центр археологических исследований» стала победителем грантового конкурса Президентского фонда культурных инициатив. Теперь курские художники смогут научить всех жалеющих языку, на котором творил Казимир Северинович. Это и легло в основу нового проекта — ЭТОНЕМАЛЕВИЧ 2022. Проект реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив. Картина – как пазл В проекте могут участвовать все желающие. Кстати, сам художник считал, что в супрематизме не так уже важно, кто создал картину. Малевич высказывался за то, чтобы работы, написанные в этом стиле, не имели подписи. Когда он преподавал в Витебске, его студенты так и выставляли свои картины: предполагалось, что это коллективное творчество. – Он пытался заразить новым видом искусства всю страну, – рассказывает один из авторов проекта ЭТОНЕМАЛЕВИЧ 2022 художник Михаил Денисов. – В те годы для этого были все предпосылки: старый мир рушился, строился новый. Отчасти Казимиру Малевичу это удалось – у него появились последователи. Но курс официального искусства изменился, супрематизм так и не успел сильно «разойтись». Но все равно это направление легко в основу современного графического дизайна. Работы Малевича сегодня мы видим в разных вариантах и трансформациях. Мы решили возродить язык Малевича. А вместе с тем рассказать о собраниях картинной галереи Дейнеки. Участником проекта может стать каждый – возраст не ограничен. – Уже созданы три обучающих видеоролика. Публикацией первого мы открываем эту страницу проекта и затем в марте будут добавлены ещё две видеопрезентации. Зрители познакомятся с главными законами композиционного построения любой картины, – рассказывает руководитель проекта Анна Корнеева. – Предварительная запись будет открыта летом 2022 года. А сами мастер-классы, их будет пять, запланированы на осень 2022 года. Первое видео познакомит с биографией Малевича и формированием супрематизма как стиля и направления в искусстве ХХ века. Оперируя набором базовых элементов: ограниченной палитрой и рядом стандартных геометрических фигур разного размера – можно будет как пазл «собрать» картину, отвечающую стилистике супрематизма. Вот только этот пазл стоит собирать, используя вполне устоявшиеся принципы равновесия, рациональной гармонии. Что является, по сути, классическими композиционными правилами, известными со времён Древней Греции, со времён «золотого сечения», а может быть еще раньше. Приходите все! – Мы расскажем о Малевиче, о том, какие направления и стили его окружали, – говорит Михаил Денисов. – Художественное поле вокруг него было на тот момент довольно разнообразным. Сам Малевич пробовал себя и в импрессионизме, примитивизме, кубизме. В конце концов он создал супрематизм. Мы расскажем о том, каким был язык Малевича, какие ходы и приёмы он использовал. Например, художник применял достаточно ограниченное количество цветов – красный, жёлтый, синий. Реже – зелёный. Фиолетового на его картинах вы почти не найдёте. Малевич использовал геометрические фигуры. Он их компоновал на плоскости, глядя на классические произведения. Если овладеть этим языком, можно создать новое произведение в стиле классика авангарда. – Мы хотим разговаривать на языке Малевича и приглашаем к разговору всех желающих, – говорят сотрудники галереи. – Кстати, сам Малевич считал, что этим видом искусства могут заниматься все. Даже не имея профессионального образования. Первый проект «НЕМАЛЕВИЧ» был реализован в 2013 году. Тогда в коллекции авторы собрали около 50 картин (12 живописных и десять графических работ художников разных периодов и школ), дав каждой «двойника». Авторы «оригиналов» – Федерико Бароччи, Питер де Ринг, Фёдор Толстой, Вячеслав Шварц, Алексей Боголюбов, Илья Репин, Юлий Клевер, Микола Пимоненко, Константин Коровин, Ефим Чепцов, Игорь Грабарь, Александр Дейнека, Владимир Мойсейкин (работа выставляется после реставрации впервые с 1960-го года). Была представлена вольная копия знаменитого «Черного квадрата». А картина «Команда» Владимира Мойсейкина, на которой – маленькие футболисты 50-х годов «глазами Малевича», видится как «Авангард». – Идея состояла в том, что рядом с понятным, реалистичным изображением помещали картину по мотивам этого произведения, – рассказывает директор Курской государственной картинной галереи имени А.А. Дейнеки Игорь Припачкин. – В 2021 году художники Михаил Денисов и Анна Корнеева решили вернуться к этой идее, подали проект как заявку на Президентский грант и победили. КСТАТИ Со своей ложкой На пресс-конференцию участники проекта пришли с красными ложками в кармане. Красная ложка – символ футуристов. Идея – сломать привычные представления об одежде, «вычерпать» ложкой мещанство и ханжество. Когда-то в Москве состоялось необычное шествие. Казимир Малевич и его друг вышли на Кузнецкий мост – у каждого по красной деревянной ложке в петлицах. Елена ГАМОВА, Фото Руслана ЖУРКИНА, из архива Курской государственной картинной галереи имени А.А. Дейнеки