"Сняли напряжение". Как новая реставрационная в Омске облегчит работу мастеров
В Омске открылась новейшая реставрационная мастерская, которую оснастили по последнему слову техники. В Омске начала работать реставрационная мастерская, оснащённая новым, специально закупленным оборудованием. Она расположилась в здании Центра "Эрмитаж-Сибирь" Омского областного музея изобразительных искусств имени М. А. Врубеля. Здесь есть всё для комфортной работы мастера - удобные и функциональные комплексные рабочие места реставраторов. Они укомплектованы лупами с подсветкой и УФ-лампами, встроенными световыми листами. Также есть прессы для книг и произведений графики, мобильные вакуумные столы (стол низкого давления) для реставрации музейных предметов на бумажной и тканевой основе. Многофункциональный рабочий стол предусматривает плавный подъём столешницы и позволяющий работать реставратору как сидя, так и стоя. Его можно использовать как мольберт или проводить настоящие спецоперации - химическую обработку, восстановление слоя краски или основы картин. - Новое оборудование позволяет снять с мастера напряжение - как психологическое, так и физическое. Здесь очень много ручного тяжёлого труда - предметы музейные бывают тяжёлые. Реставратор работает так, чтобы сохранить, у него нет задачи "списать" предмет, и, конечно, поэтому напряжение он испытывает большое, - рассказала заведующая отделом реставрации графики и ткани Татьяна Масюк. - Если картина в раме тяжёлая, то её часто нужно переносить с одного места на другое. Стол позволяет не переносить, а работать так, как удобно реставратору. Вакуумный стол позволяет увлажнить экспонат равномерно, и мастер не испытывает физического напряжения. Все старые экспонаты - пересохшие, все без исключения, поэтому нам надо вернуть им влажность, и стол этому помогает. Реставрация музейных предметов - сложный и трудоёмкий процесс. Зачастую художникам-реставраторам приходится работать с особо хрупкими вещами. Благодаря новому оборудованию этот процесс происходит быстрее. И внешний вид музейного предмета восстанавливается максимально близко к первоначальному. Новое оборудование, и в первую очередь вакуумный стол, позволяет реставраторам музея выполнять более сложные и ранее недоступные работы. Вакуумный стол обеспечивает устойчивую конструкцию, пока реставратор производит тот или иной процесс. Можно проводить несколько операций: промывку, химическую обработку, укрепление красочного слоя, устранение деформации. Всё это требует усилий мастера. - В моей работе конкретно самое сложное - это промывка экспонатов водой. Да, мы моем карты, документы, графику, если позволяет техника. Здесь всегда все испытывают тревогу. Я знаю, что некоторые реставраторы даже не могут разговаривать и закрываются, чтобы их ничто не отвлекало, - поделилась Татьяна Масюк. Любопытно, что стол для омского музея изготовлен по специальному заказу и предназначен для реставрации крупноформатных музейных предметов графики и документов. Например, карт, живописи или ткани. На сегодняшний момент вакуумного стола такого размера в других городах Сибири нет. - Если говорить про Сибирь, то настоящая профессиональная реставрация началась в Омске. Именно из Омска уехал первый специалист Евгений Крутиков. Он переехал в Москву, там учился, ездил в Ленинград, учился у профессионалов, - поделилась заведующая отделом реставрации графики и ткани. Музей имени Врубеля уже передал в мастерскую на реставрацию первые картины. Так, со временем краска на полотне Валентина Кукуйцева "Омск. Первомай" начала отслаиваться и осыпаться. Работники музея выставляли полотно только в горизонтальном виде для того, чтобы сохранить произведение. - Ещё у нас есть документ, который лежал с начала 80-х годов, то есть 40 лет мы не могли к нему приступить. Просто не было необходимого оборудования. Он просто лежал, и представляете, два поколения его не видели. Сейчас мы надеемся, что отреставрируем его и покажем омичам. Это Генеральная карта Западной Сибири 1848 года, - рассказала Татьяна Масюк. Фото: Илья Петров