Там любил бывать Рахманинов: история и современность особняка на Арбате

Название Денежного переулка, одного из многочисленных переулков Арбата, связано со слободой, где c XVIII века жили граверы и чеканщики царских монет. Переулок за несколько сотен лет назывался Покровским, Плещеевым, Ермоловским, а снова Денежным он стал лишь в 1994 году.

Там любил бывать Рахманинов: история и современность особняка на Арбате
© Mos.ru

Его протяженность — всего 600 метров. На этой небольшой территории расположился целый ряд старинных зданий — доходных домов, усадеб, построенных знаменитыми архитекторами своего времени. Одним из наиболее примечательных строений переулка является дом под номером 13, известный сегодня как жилой дом Боля — Гутхейля.

Его история началась в 1839 году, когда на этом месте появилось одноэтажное деревянное здание из бревен, отесанных изнутри, на каменном фундаменте. Это был характерный для того времени образец небольшого жилого дома, выстроенного в стиле ампир. Внутри устроили анфиладу из трех парадных помещений, а в задней части дома находились три жилые комнаты, стены которых были оклеены бумажными обоями. Остатки этих обоев удалось обнаружить в 2010 году при проведении натурных исследований.

В 1887 году участок приобрел коллежский секретарь Н.К. Боль. По его заказу московский архитектор Владимир Гаврилов существенно перестроил здание. Главный вход устроили в середине центрального фасада, вместо антресолей появился мезонин с небольшим балконом, а фасады украсили лепным декором с элементами классицизма. По периметру особняк опоясали венчающими профилированными карнизами, а декоративные элементы — аттики — над главным входом и арочным окном справа по главному фасаду завершили его живописный силуэт.

Внутренняя планировка в результате перестройки также подверглась изменению. Одно из парадных помещений стало вестибюлем, но анфиладный принцип сохранился. Внутренний декор выполнили в стиле классицизм.

В 1892 году владельцем особняка становится Карл-Фридрих Гутхейль — почетный гражданин, московский купец второй гильдии и владелец нотного издательства. Он был близким другом композитора Сергея Рахманинова, который неоднократно посещал этот дом в 1890-е годы.

В начале ХХ века, уже при новом хозяине, владение приобретает доходный характер — помещения сдаются внаем. Внешний вид также меняется — на северной торцевой стене появляются две пилястры, а карниз дополняется нижним рядом из лиственного орнамента в стиле модерн.

После революции здание национализировали. Некоторое время в нем располагались государственные учреждения, позднее — коммунальное жилье. В связи с этим был расширен подвал, со стороны двора сделан еще один вход, а внутри оборудованы дополнительные перегородки.

К 1960 году фасад особняка лишился балкона. Кроме того, были разобраны печи, как на первом этаже, так и в мезонине. В 1980 году дом расселили, приспособили под административные нужды и передали в ведение Министерства иностранных дел. В это время на фасадах появились чужеродные лепные детали, а некоторые стены, перегородки и потолки обшили гипсокартоном.

Реставрация и воссоздание

К моменту начала реставрации в 2016 году особняк Боля — Гутхейля находился практически в аварийном состоянии. Основной задачей, стоявшей перед специалистами, являлось сохранение объемно-пространственной композиции строения, элементов декора, а также воссоздание утраченных декоративных элементов.

Несмотря на неудовлетворительное состояние здания, внутри сохранились ценные элементы отделки парадных и жилых помещений — карнизы, центральные потолочные розетки и угловая лепнина плафонов, две двустворчатые филенчатые двери, дубовые паркеты в северных помещениях.

Реставраторы укрепили несущие конструкции, вернули фасадам первоначальное цветовое решение и архитектурно-художественное оформление, включая фигурные аттики с картушами и венчающий карниз. Со стен и потолков особняка убрали гипсокартон.

Были раскрыты исторические проемы, воссозданы внутренние деревянные двери с декоративными филенками, деревянный тамбур, дубовый паркет парадного зала. Столярные заполнения с мраморными подоконниками также были воссозданы по историческим материалам, а потолочные карнизы и розетки — отреставрированы.

Удалось воссоздать и историческую печь в прихожей, лестницу в подвал и парадную лестницу в мезонин с деревянными ступенями по металлическим несущим элементам — косоурам.

В 2017 году особняк Н.К. Боля — К.А. Гутхейля стал лауреатом конкурса Правительства Москвы «Московская реставрация» в номинациях «Лучший проект реставрации/приспособления», «Лучшая организация ремонтно-реставрационных работ» и «Высокое качество ремонтно-реставрационных работ».