Снимаем садовый пейзаж: секреты удачных фотографий
Каждый дачевладелец время от времени фотографирует разные уголки своего участка — на память для фотолетописи или же просто для того, чтобы похвастаться перед друзьями своими достижениями. Сегодня мы откроем секреты, которые помогут сделать такие снимки особенно удачными.
Как вы полагаете, существуют ли стандартные требования к
или параметрам съемки, которые надо соблюдать при фотографировании садовых пейзажей? Ответ неоднозначен и во многом зависит от величины и конфигурации участка, степени его застроенности, от плотности растительных посадок. Все-таки приусадебные участки часто ограничены в размерах, а значит, стандартные условия пейзажной съемки для них «работают» не всегда.
Классическая пейзажная фотография предполагает широкий угол обзора, далекую перспективу, присутствие нескольких планов и
по всему полю кадра. В обстановке реального сада такие условия сходятся вместе нечасто.
Начинающему фотографу съемка пейзажа обычно кажется делом простым и понятным, не случайно именно этот жанр — как, впрочем, и портретный — оказывается наиболее востребованным. Однако по-настоящему мастерский пейзаж, запоминающийся и трогающий душу, удается снять не часто и не каждому. Ведь в пейзажной фотографии, помимо грамотного применения правил, необходимо
поймать и передать особенное состояние природы
, а еще лучше — и собственное настроение. Именно поэтому хорошие пейзажи часто получаются при нестандартных природных условиях: туманах, грозе, сильном ветре или снегопаде.
Основное условие создания хорошей пейзажной фотографии
—
, именно он определяет эмоциональную и художественную составляющие снимка, придает цельность всей картинке. Принято считать, что наиболее подходят для пейзажной съемки так называемые
«волшебные» часы — это время рассветов и закатов
. В это время солнце находится низко над горизонтом, а тени становятся длинными и выразительными. Освещение мягкое, неконтрастное, цветовая температура низкая, что придает объектам в кадре теплые оттенки.
Совет
: чтобы получить именно такой эффект — не забудьте выставить правильный баланс белого.
В пейзажной фотографии
важно учитывать направление света
. Снимая в саду, старайтесь, чтобы солнце освещало объект сбоку или по диагонали, тогда тени «начинают работать», подчеркивая объемы и создавая иллюзию глубины в кадре. Самые скучные и плоские фотографии обычно получаются при фронтальной съемке пейзажей, когда солнце светит в затылок фотографа.
Интересные пейзажные снимки в саду можно получить и при встречном, или контровом свете, когда листва
светится на просвет. При таком освещении можно также получить славные силуэтные изображения.
Но имейте в виду:
съемка в контровом свете — дело технически сложное
, такой кадр неизбежно получается очень контрастным. Что делать? Выбирать позицию, где источник яркого света (солнце) заслонен каким-то предметом (например, деревом или фрагментом постройки) или — использовать специальные приемы съемки с учетом высокого динамического диапазона (HDR).
Руководства по съемке пейзажей утверждают, что для этих целей нужно использовать объективы с широким углом обзора. На самом деле снять классический пейзаж можно практически любым стеклом, даже телеобъективом. Однако
для садовых пейзажей лучше использовать объективы с малым фокусным расстоянием (14-35 мм)
. Это связано с небольшими размерами большинства садов и присутствием закрытых пространств, ограниченных кулисами, крупными солитерами, строениями. Объектив с указанным диапазоном фокусных расстояний на камере с полнокадровой матрицей дает возможность получить широкие углы обзора (от 114° до 64°), поэтому даже находясь на небольшой поляне или в компактном садовом кабинете, можно сделать снимок пейзажного формата.
Важно
: как правило пейзажные снимки делают в горизонтальном формате, хотя при наличии высоких деревьев в саду они могут быть и вертикальными.
Еще один важный нюанс —
выбор значений диафрагменных чисел объектива
. Напомню, что они означают,
насколько широко открыта диафрагма
: чем это число меньше, тем отверстие диафрагмы шире. Диафрагменные числа определяют экспозицию и, что главное для нашей темы,
глубину резкости изображаемого пространства (ГРИП)
. Поскольку в любом пейзаже обычно стараются получить резкое изображение разных планов, то — казалось бы — надо снимать при самых высоких значениях диафрагмы (от f/22 ). Однако в силу особенностей устройства объективов, следует выбирать средние (от f/8 до f/16), при таких значениях ГРИП достаточно велик, а резкость снимка самая высокая.
Совет
: в пейзажном снимке сада обязательно должны присутствовать несколько планов (обычно три и более). Многоплановость пейзажной картинки создает ощущение ее объемности.
Не забывайте и о том, что
максимально резкие снимки пейзажей получаются, когда фотоаппарат прочно зафиксирован в руках или поставлен на опору
. Лучший результат — съемка со штатива с использованием тросика или автоспуска, практически гарантирующая отсутствие так называемой «шевеленки».
Важно
: если аппарат или объектив снабжены системой стабилизации изображения, эту функцию при использовании штатива лучше отключить.
Разумеется, как и в любом жанре фотографии,
важнейшая составляющая удачного пейзажного снимка
— это его
, то есть достижение такого взаимного расположения объектов в кадре, которое вызывало бы у зрителя ощущение гармонии. Основные фотографические приемы для создания гармоничного снимка основываются на знании законов золотого сечения («правила третей»), использовании линейной и воздушной перспективы, учете баланса снимка и выборе оригинальных ракурсов.
В других тонкостях садовой фотосъемки вам поможет разобраться эта подборка материалов:
Уроки садовой фотографииСекреты волшебного ракурса: выбираем точку съемкиНаведите на резкость! Учимся делать четкие снимкиКак правильно фотографировать цветы с близкого расстоянияДа будет свет: учимся выбирать освещение при фотосъемкеКак фотографировать в темноте? Все секреты ночной фотосъемки сада
Текст и фото: Андрей Лысиков, к.б.н., член Союза фотохудожников России