Строительство и искусство. «Живописная команда» Канцелярии от строений
В 2022 году исполняется 350 лет со дня рождения Петра I – правителя, который внес огромный вклад в развитие инфраструктуры России. Благодаря ему в нашей стране зародился институт строительной экспертизы.
Именно указом Петра в 1906 году была организована Канцелярия городовых дел, которая контролировала строительство городов, крепостей – словом, всех зданий и сооружений в стране. В 1723 году ее работу с более расширенными функциями продолжила Канцелярия от строений, о которой мы подробно рассказывали раньше. Представители разных творческих профессий, которые работали в Канцелярии, – художники, архитекторы, скульпторы и многие другие – находились в постоянном тесном взаимодействии.
Появилась в составе ведомства и так называемая «живописная команда», в которую вошло немало именитых художников. До ее появления мастера для выполнения художественно-реставрационных работ прибывали в Петербург из Москвы, а до 1723 года «официальным» художником при Канцелярии от строений числился только Луи Каравак.
«Живописную команду» набирали из мастеров расформированной Оружейной канцелярии. Эти художники стали универсальными специалистами, которые выполняли все отделочные и декоративные работы, с одинаковой тщательностью расписывали масштабные объекты (интерьеры императорских дворцов и церквей) и небольшие предметы (иконы, садовые украшения и многое другое). В их обязанности также входила реставрация живописных полотен.
Известно, что в эпоху Возрождения в Италии появились боттеги – мастерские именитых художников, где работали их многочисленные ученики и подмастерья. Так вот, в помещениях «живописной команды» царил дух настоящей боттеги: начинающие художники трудились вместе с опытными мастерами, перенимая их опыт и знания. К слову, при Канцелярии на постоянной основе проводились уроки живописи для подростков, достигших 15-летнего возраста.

Первым руководителем «живописной команды» был мастер монументально-декоративного искусства и один из основателей портретного жанра в русской живописи Андрей Матвеев. В свое время он 11 лет провел в Голландии, где кропотливо изучал изобразительное искусство. Матвеев оказался отличным организатором, который выстроил грамотную систему обучения живописи и сумел направить талант каждого члена команды в нужное русло.
Со времени прихода в Канцелярию в 1727 году Андрей Матвеев бок о бок работал со знаменитыми мастерами. Так, вместе с архитектором Михаилом Земцовым он создавал «Залу славных торжествований» – дворец для проведения особо важных празднеств в Летнем саду. Чуть позднее художник приступил к росписи Петропавловского собора, возведенного по проекту Доменико Трезини.

Работа в Канцелярии от строений требовала от Матвеева колоссальных жизненных сил. Он был загружен бесконечными отчетами и счетами, проводил постоянные экспертно-оценочные работы, распределял художественные материалы, но в то же время успевал хлопотать о выплате жалования для подчиненных. Огромные нагрузки пагубно сказались на здоровье художника, и в 1739 году Матвеев умер. После его смерти руководить «живописной командой» стал Иван Вишняков. Он продолжил работы предшественника по росписи иконостаса для церкви Симеона и Анны – в настоящее время одного из старейших храмов Санкт-Петербурга. Кстати, автором проекта этой церкви был уже упомянутый Михаил Земцов.

В разные годы в состав «живописной команды» Канцелярии от строений входили известные талантливые художники. Здесь работали и преподавали Алексей Антропов, Иван Жеребцов, Луи Каравак, Филипп Пильман, Стефано Торелли, Джузеппе Валериани и многие другие. Когда в 1757 году, уже в период правления Елизаветы I, в Санкт-Петербурге была учреждена Императорская Академия художеств, система преподавания в ней во многом опиралась на стандарты работы «живописной команды», да и учителей для академии набрали из числа художников Канцелярии. Некоторые из них впоследствии даже получили профессорские звания.
Так «живописная команда» при Канцелярии от строений во многом поспособствовала появлению академического художественного образования в России.
Фото: Культура.РФ/И. Мошков, Русский музей в Санкт-Петербурге/ А. Матвеев, Петр Ковалев/ТАСС, сайт церкви Симеона и Анны