Трошка на ножке, хвост в руках. Изучаем фольклор по новой выставке «Коломенского»

В музее-заповеднике «Коломенское» открылась выставка «Загадай-ка мне загадку. Крестьянский быт в пословицах и поговорках». Расположившаяся в комплексе «Усадьба коломенского крестьянина», она рассказывает о предметах обихода, увековеченных в устном народном творчестве. Сегодня многие из них уже не используются — увидеть их можно лишь в музеях, однако пословицы и поговорки о них живут в нашей речи и сейчас. Ольга Воробьева, куратор выставки, выбрала семь экспонатов и рассказала связанные с ними исторические подробности. 

Трошка на ножке, хвост в руках. Изучаем фольклор по новой выставке «Коломенского»
© Mos.ru

«Стоит Трошка на одной ножке, крошит крошки»

Когда-то давным-давно ответ на эту загадку знал каждый ребенок, а сегодня даже отгадка требует пояснения. Речь в ней идет про светец, приспособление, предшествовавшее современным осветительным приборам — торшерам и бра. Внешне светец немного напоминает вешалку-крючок для одежды. В него вставляли горящую лучину — тонкую длинную щепку сухого дерева, предназначенную для освещения избы. 

Пока лучина горела, от нее иногда сыпались отгорающие угольки — те самые крошки из загадки. Рядом обязательно была вода, чтобы в случае непредвиденной ситуации можно было быстро потушить пламя. Имя Трошка (уменьшительная форма мужского имени Трофим), смысловой нагрузки не несущее, очевидно, выбрано для рифмы. Светец в своих домах крестьяне использовали вплоть до середины ХХ века.

«Рога в хлеву, а хвост — в руках»

Еще одна загадка, которую вы вряд ли когда-либо пытались угадать, если не изучаете русский фольклор, посвящена ухвату. Ухват, или, как его еще называли, рогач, был едва ли не самым популярным предметом в крестьянской избе. С помощью этой металлической рогатки на длинном черенке доставали из горячей печи горшки с едой. 

Упоминания ухвата часто встречаются в русском фольклоре. Например, есть такая загадка: «Рогат, да не бык, хватает, да не сыт, людям отдает, а сам на отдых идет». Чтобы отдать должное находчивости и отваге русских хозяек, говорили: «С ухватом баба — хоть на медведя». А еще с этим предметом было связано множество примет. Например, уезжая из дома, хозяева часто загораживали печь ухватом. Это делалось для того, чтобы из пустого дома не ушел его добрый хранитель — домовой. 

«Не учась, и лаптя не сплетешь»

Лапти, пожалуй, были единственным видом крестьянской обуви, если не считать валенок, которые носили в холодное время года. Они были просторными и удобными, не натирали мозолей. Несмотря на широкий потребительский охват (носили их все, независимо от пола и возраста), плести лапти мог далеко не каждый. Мастерству приходилось старательно учиться — отсюда и пословица.

Делали эту обувь из луба, то есть внутренней коры дерева, чаще всего липы, ивы или вяза. Чтобы сделать один лапоть, брали семь двухметровых лубьев. Ширина каждого равнялась ширине большого пальца руки мастера. Также при изготовлении использовалась деревянная колодка, определяющая размер будущей обуви. С помощью плоского изогнутого шила, которое называлось кочедык, мастер приподнимал одну из петель уже сплетенной части и просовывал туда свободный конец лыка. Чтобы лапоть был более прочным и носким, подошву часто подплетали лозой или подшивали кожей. Впрочем, умельцы укрепляли обувь всем, что попадалось под руку. 

«Толочь воду в ступе»

Эта поговорка означает занятие бесполезным, бессмысленным делом и в дополнительной расшифровке не нуждается. Такое приспособление, как ступка и пестик, есть на многих современных кухнях. В каменных, керамических или металлических ступках сегодня, как правило, измельчают приправы. В старину ступа и пест имели более широкую функциональность — с их помощью, например, размалывали зерно, получали растительное масло. 

А еще ступа известна нам по сказкам. Этот предмет нашел отражение в славянской мифологии — именно в ней передвигается волшебница Баба-яга.

«Легко мутовку всунуть, а трудно вынуть»

Мутовку — деревянную лопатку с крестовиной на конце — использовали для перемешивания, взбалтывания продуктов. В старину это нехитрое приспособление было чем-то вроде миксера. 

Если всунуть мутовку в крынку, извлечь ее становится затруднительно — мешает крестовина. Отсюда и пошла народная мудрость: начать дело легко, а вот закончить его уже сложнее. 

«Ремесло не коромысло, плечи не оттянет»

В деревне трудно было обойтись без коромысла. Деревянное приспособление в виде длинной дуги, взваленное на плечи, помогало нести два ведра с водой или другой груз, подвешенный на его концах. Выражение «ремесло не коромысло, плечи не оттянет» напоминало, что умение что-то делать никогда не будет лишним. 

Этот предмет стал героем и многих загадок. Одна из них звучит так: «Что за коромысло через реку повисло?» Речь в ней идет о радуге — каждый крестьянский ребенок отгадывал это без труда.

«Не мытьем, так катаньем»

Это выражение вспоминают в тех случаях, когда люди любой ценой и всеми способами так или иначе добиваются своей цели. В обиход поговорка вошла еще в XIX веке, когда русские хозяйки для разглаживания ткани повсеместно использовали рубель — деревянную доску с вырубленными поперечными желобками. После стирки белье наматывали на скалку, а потом раскатывали рубелем по плоской поверхности.

Эти нехитрые действия, во-первых, помогали отжать из ткани остатки воды, а во-вторых, придавали выстиранной одежде аккуратный вид. Приспособление для катания белья можно назвать первым аналогом современного утюга.