Пространство мегаполиса: как музеи формируют городскую среду
В последнее время музеи становятся многофункциональными организмами, имеющими сложную пространственную структуру. Это видно при формировании музейных комплексов, кварталов, кластеров. Часто при этом музеи кардинально преобразуют городскую среду и дают импульс для ее развития.
Профессор МАрхИ, академик Международной академии архитектуры, Национальной академии дизайна и Российской академии художеств Ирина Коробьина давно изучает способность современного музея преобразовывать городскую среду. Год назад Ирина Михайловна опубликовала в журнале «Вестник государственной экспертизы» статью на эту тему. «Активно действующие музеи не только притягивают посетителей, но и выносят свою деятельность за пределы собственных стен в городское пространство – внешними выставками, акциями, организацией разных событий и мероприятий. Пространство вокруг них вынуждено обустраиваться все новыми функциями», – писала она.
В России есть два основных вида взаимодействия музеев с городской средой. Первый – развитие и встраивание музеев в городское пространство, которое окрашивается их спецификой. Второй – приспособление старых сооружений под музейно-выставочную деятельность, что тоже меняет окружающее пространство.
К первому случаю относится проект Музейного городка ГМИИ им. А.С. Пушкина, поглотившего фрагмент городской территории и все постройки на ней. В отличие от Музейного городка, запланированного как единый комплекс с очерченными границами, новая Третьяковская галерея на Крымском валу выстраивается пошагово и делает все возможное для усиления своего влияния в городском пространстве. Например, фасады здания, построенного в стиле советского модернизма, используются для проецирования гигантских световых изображений хитов коллекции и для анонсов выставочных проектов. Это вовлекает в музей пешеходов, водителей и пассажиров бесконечного потока машин на Крымском мосту. Внутренний двор и парк, окружающий здание, превратились в выставку скульптуры под открытым небом.
Такой же стратегии придерживается Музей современного искусства «Гараж», который размещается в здании советского модернизма – бывшем кафе «Времена года». Музей давно вышел за пределы своих стен: презентации крупных произведений современного искусства, фестивали и масштабные акции проводятся на площади перед главным фасадом. Это общедоступное пространство парка и одновременно продолжение «Гаража» под открытым небом.
Пример масштабного приспособления объекта наследия с проникновением в городскую среду – реконструкция Политехнического музея. Он оказался приоткрыт в город – и амфитеатром, выходящим на Лубянскую площадь, и общественным пассажем в бывшей подвальной части.
Многофункциональный культурный комплекс ГЭС-2, расположенный в здании бывшей электростанции на Болотной набережной, – очень интересный пример. Проектное решение, раскрывающее комплекс ГЭС-2 к набережной через ступенчатую эспланаду и зеленый бульвар – это мощнейшее влияние объекта на городскую среду. Одно задает территории культурный код.
Полностью статью Ирины Коробьиной можно почитать, подписавшись на «Вестник государственной экспертизы» или получив электронную копию конкретного выпуска журнала. Как это сделать, узнавайте здесь.
А если вы хотите познакомиться с мнением Ирины Михайловны о других аспектах архитектуры, то сегодня вечером на телеканале «Россия. Культура» в 23.30 начинается цикл ее авторских передач под названием «Дом архитектора». Этот проект рассказывает о том, как выдающиеся архитекторы пытаются создать идеальные пространства.
Фото: Третьяковская галерея, пресс-служба ГМИИ им. Пушкина, Владимир Гердо/ТАСС, Сергей Карпухин/ТАСС, Центральный парк культуры и отдыха им. Горького, Wikimedia Commons/Dzasohovich