Афоризмы великих русских писателей на исконно русском носителе – берёсте
Для начала – несколько слов о предприятии с исконно русским названием. ООО "Берёста" с 2019 года развивает в России собственное уникальное производство фарфоровых кружек и другой посуды, украшенных… берёстой. Изделия выполняются из натуральных материалов и удобны в использовании: скажем, кружки (чашки без ручек) за счет вставок из бересты отлично держат тепло, но не обжигают рук. Производство берестяных полосок к кружкам сосредоточено в Шимском районе Новгородской области. Именно этот регион – "родина" знаменитых берестяных грамот, сохранивших для нас страницы истории Великого Новгорода в древности. ООО "Берёста" имеет договор о сотрудничестве с Дулевским Фарфоровым Заводом. "Берестяной" проект был финалистом конкурса "Придумано и сделано в России" и ряда других конкурсов, участвовал со своей продукцией в отечественных и международных выставках. В настоящее время активно развивается экспортное направление при взаимодействии с Российским Экспортным Центром, Новгородским Центром поддержки экспорта и Россотрудничеством. Руководство предприятия заботится об экологии и сохранении окружающей среды, используя в работе экологически чистые материалы и безопасные технологии, поддерживая традицию и развивая берестяной промысел в XXI веке. К его работе привлекаются люди с особенностями здоровья – скажем, слабовидящие наносят надписи на берёсту в коллекции Брайль. Также предприятие успешно совмещает практическую пользу с "выгодами" иного рода, не материальными, а духовными, сохраняя и популяризуя наше культурное наследие. Одним из таких начинаний является проект "Берестяные письма в будущее. XXI век. Великое русское слово великих русских писателей", о котором "Ревизор.ru" подробно расспросил Наталию Дронову. Наталия, что представляет собой ваш проект? "Берестяные письма в будущее" – это увековечение на изделиях с берёстой, которые люди будут использовать в быту, афоризмы русских писателей, актуальные в наши дни. Крылатые слова, которые кому-то известны с детства, а для кого-то, наоборот, станут открытием, озарением. Нанести цитаты русских писателей на бересту – наша творческая попытка написать будущим поколениям о том, что было важно нам в наших 2021-22 годах. В традиции русских берестяных грамот. Мы уже знаем, что храниться такие письма могут веками!.. Кружка с изречением Л.Н. Толстого. Проект родился в коллаборации с музеями-заповедниками четырёх величайших русских писателей: Льва Толстого, Фёдора Достоевского, Антона Чехова, Михаила Лермонтова. Многие музеи-заповедники отдалены от городов; у некоторых нет возможности активного маркетингового продвижения своих услуг, а также собственного производства сувениров "премиум" класса. Поэтому мы предложили им коллаборацию. Мы надеемся, она содействует укреплению устойчивости музейных брендов, привлечет дополнительное внимание к ним как объектам культурного наследия и даст им дополнительную возможность участвовать в маркетинговом продвижении, в том числе и за рубежом. У вас уже есть подобный опыт? Да, имеется опыт сотрудничества по созданию коллекций с Новгородским объединенным музеем-заповедником, с Всероссийским историко-этнографическим музеем и с корпоративными заказчиками. А еще смысл нашего проекта – в том, чтобы сформировать в современном обществе новый взгляд на берестяной промысел, дать новое звучание великому русскому слову писателей – гордости нашей земли. В столь оригинальном соединении заложены элементы русского культурного кода: это и берёста, и русская классическая литература. Афоризмы великих русских писателей призваны нести традиционные духовно-нравственные ценности, актуальные для нового поколения, на таком исконно русском носителе и экологичном материале, как береста. Транслируя эти цитаты на предметы быта каждодневного использования, увеличивая их цифровой и рекламный охват, мы выполняем как важную просветительскую функцию, так и осуществляем продвижение всех партнеров-участников проекта. Наталия, а с чего вообще зародилось производство фарфоровых кружек с берёстой? Кто стоял у его истоков? Почему возникла сама идея? Я веду проект с 2017 года. До этого была идея и инициатива дизайнера Марины Турлай. Она придумала посуду с берестой и несколько наших базовых коллекций. Ей принадлежит патент на способ комбинации бересты с другими материалами. Но с 2019 года Марина Турлай в проекте не участвует. Сейчас я веду проект самостоятельно. В 2017 году мы основали берестяное производство, начали искать керамическое производство для сотрудничества на постоянной основе. Прошли пять керамических производств, сейчас это Дулево. ООО "Берёста" существует с 2019 года. Зарегистрирован торговый знак на территории РФ и за рубежом. А были более ранние начинания посуды с берёстой – допустим, в советскую эпоху? Есть ли у вашего производства аналоги в России и мире? Фарфор, конечно, производят за рубежом. Но комбинация материалов – это уникальная история, подтвержденная свидетельством. Берестяной промысел – исконно русский, мало кто работает с берёстой. Те, кто работают и в России и за рубежом, в основном основываются на традиции. У нашего проекта сразу возникло желание соединить традицию и современность, актуализировать берестяной промысел и применить современные технологии. Производство с кружек с берёстой запатентовано, то есть, видимо, представляет собою секрет – но можно ли в общих чертах описать технологические особенности? Есть чертежи для производства посуды, разработанные дизайнером. Дулевский фарфоровый завод работает по нашим чертежам и имеет право производить изделия такого рода только для нас. Береста заготавливается, сортируется, затем вырубается по нашим штансформам, обрабатывается специальным образом, полируется, тонируется, "тиснится" – выдавливается изображение или фраза. А затем надевается на посуду. Берёсту можно мыть, ставить в посудомойку, микроволновку. При этом, о чем меня часто спрашивают, берёсту снимать не надо. Она – достаточно прочный и надежный материал, который долго служит, больше, чем фарфор, пожалуй. Раньше бересту клали в фундамент домов, и он сохранялся в течение нескольких веков. Береста предохраняет дом от влаги и аккумулирует тепло. А кто придумал проект, получивший грант ПФКИ? И чем отличается деятельность в рамках грантового проекта от того, что вы осуществляли ранее? Проект придумала и написала заявку я. Благодаря гранту мы создали новые литературные коллекции, что весьма необычно. А также получили возможность выйти на новые рынки и подготовить маркетинговые стратегии для них. Мы получили временную стабильность, возможность соединить все инструменты воедино и начать продавать масштабно, массово, выйти на новые рынки, создать сеть продаж и в регионах, и за рубежом. Сотрудничество с музеями-заповедниками и Русскими Домами Россотрудничества дало шанс получить доступ к новой целевой аудитории. И самое важное – мы, наконец, получили официальную возможность рассказывать о том, что береста – потрясающий материал: прочный, надежный, годами-веками не портится, природный термо- и гидроизолятор. Любой проект так или иначе – просветительский. Но социальный проект не имеет возможности делать это на свои средства: он не зарабатывает достаточно, чтобы легко позволить себе просветительскую деятельность. Благодаря гранту мы получили возможность взаимодействовать с новыми площадками, которые ранее для нас не были доступны. Московский Дом Книги, ГБУ "Московские ярмарки", музей-заповедник "Коломенское" уже позвонили нам и подтвердили свой интерес. 29 января этого года состоялась "презентация" проекта в Мелихове. Кто были молодые люди, получившие нестандартные подарки вашей работы? Там состоялся гала-концерт и награждение победителей XII Международного Конкурса чтецких работ имени А.П.Чехова в его музее-заповеднике "Мелихово". Специально в день рождения Антона Павловича. Лауреатами конкурса стали чтецы – студенты театральных и творческих вузов Москвы, Ярославля, Екатеринбурга, была одна девушка из Белорусского государственного университета культуры и искусства – Вероника Григорович, а также молодые артисты различных театров. У нас есть видео с церемонии награждения. С тех пор прошло уже три месяца, были ли другие подобные мероприятия? Новгородский Музей-заповедник провел конкурс "Удивительное рядом" в соцсетях. "Удивительное рядом" – был совместный проект музея-заповедника и Новгородского областного телевидения, посвященный подробному изучению истории города, что называется, в деталях. От конкурсантов требовалось ответить на несколько вопросов. Первыми правильные ответы дали Елизавета Топоркова, Людмила Ильина, Татьяна Ильина, Любовь Фомичева, Ксения Митина. Им всем тоже в качестве призов подарили наши кружки. Знаю, что подобный конкурс собирается проводить музей-заповедник Лермонтова "Тарханы". Завершение конкурса в Мелихове. Ближайшие планы и перспективы грантового проекта? Мы планируем расширить линейку продукции с "берестяными письмами" русских писателей за счет мисок или пиал для завтраков. На будущей неделе с командой мы едем снимать первые ролики с рабочим названием "Мифы о березе" в музеях-заповедниках. Первыми будут Ясная Поляна и Мелихово, затем Тарханы и Новгородский музей-заповедник. Рассчитываем показывать видеоролики с нашей продукцией среди партнеров проекта. Так, например, уже спланирована кампания по продвижению в Азербайджане среди участников Пушкинианы и победителей Олимпиады по русскому языку. Также планируем пригласить к диалогу и другие музеи-заповедники из других регионов, предлагая им присоединиться к проекту, а заодно и рассказать шире о других русских писателях. Собираемся использовать наработанные совместно с партнерами каналы выхода на зарубежные рынки по каналам РЭЦ. А коммуникация с Россотрудничеством предоставила нам возможность подключить к акции тринадцать Русских Домов за рубежом. Пиала с берестой. Ваше любимое или любимые изречения из числа тех цитат писателей, кто печатаются на кружках? У Толстого люблю – "Навсегда ничего не бывает" и "Было бы здоровье да совесть чиста". "Жизнь без любви такая скверность" – цитата Михаила Лермонтова. "Бесконечно только одно будущее" – у Фёдора Достоевского. "Будьте здоровы, веселы и живите с аппетитом" – пожелание Антона Чехова. Но надо отметить, что на бересте мы размещаем не только цитаты, но и изображения-рисунки. Так, например, у Достоевского есть бузина, листья калины и листья дуба. У Чехова – вертикальные и горизонтальные цветы (приметы стиля модерн) и его чайка, море и кораблик, нарисованные им самим. У Толстого – балясины и ноты "Вальса" Толстого. А для Лермонтова мы придумали арабесочные ландыши, которые лично мне нравятся, но Тарханы их не выбрали. Думаю, что мы будем "бороться" за внедрение этой иллюстрации. Важно отметить также, что при выборе значение имеет все же полная композиция, цитата плюс изображение. Спасибо за интервью! Успехов! ООО "Берёста" в соцсетях: https://vk.com/berestaproject https://t.me/berestaproject https://www.pinterest.ru/berestaproject/