Креативные пространства: о важности творческого преображения

Два флагманских креативных кластера Москвы — ЦСИ «Винзавод» и Центр дизайна Artplay совместно с Москомархитектурой открыли новое городское креативное пространство Арт Квартал* выставкой уличного искусства «Архитектура слова», приуроченной к тридцатилетию Москомархитектуры. Работы художников с разрешения РЖД украсили стену вдоль железнодорожных путей у Курского вокзала.

Креативные пространства: о важности творческого преображения
© BFM.RU

В ходе конкурса среди мастеров-граффитистов экспертный совет Арт Квартала с участием представителей Москомархитектуры отобрал лучшие как по дизайну, так и по смыслу работы. В итоге в проекте-выставке, которую разработчики концепции — команда направления Urban + Art фонда «Винзавод» назвали «Архитектура слова», приняли участие Slak Aesthetics, Дима Retro, Кирилл Кто, Petro Aesthetics и Иван Найнти.

Для «Винзавода» это не первый опыт интеграции в городское пространство за пределами самого креативного кластера. По сути, «Архитектура слова» — это часть проекта «НЕТСТЕН» (слово-палиндром по одноименной работе художника Ивана Симонова) и продолжение проекта «Стена», который в течение десяти лет создавал диалог между уличными художниками и Москвой и ее жителями.

«Десять лет назад железнодорожный мост, который ведет к «Винзаводу» и Artplay, благодаря художнику Кириллу Кто и его команде превратился в художественный объект. Наш диалог с городом через современное и уличное искусство — это и стратегия, и концепция. «Архитектура слова» — продолжение легализации уличного искусства в районе Арт Квартала и, на мой взгляд, наиболее подходящий формат с учетом специфики района. Продолжение проекта, появление постоянных площадок для художественного высказывания в виде паблик-арта, муралов и других направлений, станет беспрецедентным событием в развитии и поддержке искусства городом», — считает президент фонда поддержки современного искусства «Винзавод» Софья Троценко.

«В новом городском проекте платформы «Винзавода» Urban + Art нам важно сделать шаг навстречу городу при помощи искусства, создать пространство для диалога и яркую доминанту, которая подчеркнет идентичность района и обозначит дальнейшие намерения «Винзавода» и Artplay по созданию Арт Квартала», — продолжает куратор направления «Винзавода» Urban + Art Сабина Чагина.

Стоит напомнить, что о создании Арт Квартала «Винзавод» и Artplay объявили в 2019 году, и идея, хотя и признавалась не бесспорной, в целом была поддержана всеми. С тех пор обширная территория около Курского вокзала претерпела немало изменений, префектура ЦАО провела работы по ее благоустройству, и вот теперь предоставленная РЖД стена как бы дала старт проекту. Конечно, на презентации нового арт-объекта не особо обсуждался вопрос, кто, собственно, будет следить за его состоянием (вряд ли это будет РЖД). Но начало положено — а там разберемся.

«Нам было важно сделать именно уличную выставку, поскольку именно такой формат является наиболее открытым и доступным для горожан. В прошлом году в честь юбилея Москомархитектуры у нас было много активностей, направленных на знакомство с городом — квесты, экскурсии, образовательные спецпроекты. И выставка стала логичным продолжением этой истории, когда люди напрямую взаимодействуют с городским пространством, видят его трансформацию собственными глазами», — отмечает председатель Москомархитектуры Юлиана Княжевская.

Выставка «Архитектура слова» продлится до сентября 2022 года, а затем проект представит новые работы современных уличных художников. «В самом названии «Архитектура слова» заключена идея подвижности. Сменяемость экспозиции меняет и облик всего пространства вокруг — унылая техническая стена превратилась в художественное полотно. Я убежден, что красота спасает мир, и искусство предоставляет огромный ресурс для диалога. В период нестабильности, который мы сейчас наблюдаем, это особенно важно. Граффити всегда очень яркое явление в городе, в этих работах заложены обнадеживающие и позитивные моменты», — считает главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов.

В тот же день, 8 апреля, в Ильинском сквере рядом с историческим зданием Политехнического музея начала работу уличная экспозиция «Дом быта»*. Это тизер одной из главных выставок Политеха, которая в мае юбилейного для музея 2022 года откроется на площадке Музея Москвы.

Пять мини-экспозиций, разместившихся в стеклянных павильончиках, познакомят гостей с разделами будущей одноименной выставки: «Гостиная», «Кухня», «Работа и игра», «Чистота и красота», «Дом без быта». Здесь представлены знакомые многим предметы домашнего обихода разных лет, которые появились благодаря научным открытиям и техническому прогрессу — от старинной швейной машинки и граммофона XIX века до «умной» звуковой колонки и робота-собаки.

Выставка-тизер в Ильинском сквере продлится до 31 июля, но уже 17 мая начнет работу основная выставка «Дом быта», которая еще глубже поможет погрузиться в тему эволюции нашего дома и расскажет о том, как развитие технологий меняло быт человека, каким виделся идеальный дом в середине прошлого века и как с течением времени эволюционировало наше представление об идеале.

Но раз уж художники, дизайнеры и креаторы проявляют такую весеннюю активность, грех не озадачить их решением еще одной проблемы. По данным компании Knight Frank Russia*, на сегодняшний день насчитывается около 160 ретейл-компаний (включая онлайн-магазины), объявивших о приостановке коммерческой и инвестиционной деятельности, а также поставок на территорию России (при этом шесть, хотя можно сказать — только шесть из них заявили об окончательном уходе с российского рынка).

По оценкам аналитиков Knight Frank Russia, большая часть этих компаний представлена фэшн-брендами (21%), на втором месте — автомобили (13%), за ними следует сектор FMCG (быстро оборачиваемые потребительские товары, 10%). С уходом иностранных ретейлеров посещаемость в торговых центрах уже снизилась на 6% по сравнению с аналогичным показателем прошлого года.

Не исключено, что в новых проектах уровень вакантности может вырасти до 30–35%. Что же касается расклада сегодняшнего дня, то в торговых объектах площадью менее 30 000 квадратных метров (GLA) покинувшие рынок компании обычно занимают 10% и даже меньше, и их уход трагедией не выглядит. В средних торговых центрах площадью 30 000–60 000 квадратных метров приостановившие деятельность арендаторы составляют 10–15% от общего числа операторов — уже серьезнее. А в крупных профессиональных ТРЦ, арендопригодная площадь которых превышает 60 000 квадратных метров, этот показатель составляет 15–25%, а порой и заметно больше, и вот это уже серьезная проблема. Причем не только экономическая (об этом в другой раз), но и психологически-визуальная.

Закрытые двери, темные витрины, печальные объявления о приостановке деятельности… Крупные торговые центры напоминают сегодня рот человека, давно не встречавшегося со стоматологом: каждый третий-четвертый зуб — дырка, и нередко огромная. Посетителям перестает нравиться ходить в ТЦ не только из-за экономической неопределенности или отсутствия доступа к любимым брендам, но еще из-за вот этого крайне неприятного, раздражающего впечатления, что торговый центр болен, пусть и не по своей вине.

Можно ли вылечить его архитектурно-дизайнерскими лекарствами, избавившись хотя бы от визуальных симптомов болезни? С этим вопросом Business FM обратилась к людям, чьи советы, возможно, помогут владельцам и работающим арендаторам торговых центров. Например, архитектор, основатель бюро Archpoint Валерий Лизунов предлагает несколько бюджетных решений, доступных даже небольшому ТЦ.

Валерий Лизунов архитектор, основатель бюро Archpoint «Наверное, самый бюджетный вариант в этой ситуации — заклеить витрины закрывшихся магазинов яркой пленкой или задекорировать их шторами и цветочными композициями. Еще один бюджетный способ — разместить на витринах композиции из светящихся гирлянд: их очень легко менять, и стоят они недорого. Некоторые торговые центры, чтобы не создавать негативный эмоциональный фон у арендаторов и посетителей, проводят на освободившихся площадях выставки современного искусства, перформансы, размещают арт-инсталляции. У нас огромное количество достойных молодых художников, которые испытывают дефицит внимания со стороны публики. Для них это отличный шанс заявить о себе».

Обычно проблемы перетекания посетителей в торговые центры, кажущиеся посетителям более наполненными, возникают у новых ТЦ, которые просто не успели заполниться арендаторами. «Но сегодня мы имеем дело с обратным процессом. Можно сформулировать несколько подходов улучшения визуальной части общественного пространства, помимо традиционной картины с баннерами «скоро открытие». Тем более, что в нынешних условиях они будут выглядеть неоднозначно», — считает руководитель архитектурного бюро UNKCI Николай Миловидов.

Николай Миловидов руководитель архитектурного бюро UNKCI «Во-первых, возможно использование витрины закрывшегося магазина в качестве выставочного пространства. Это может быть экспозиция фоторабот, картин, социального проекта (например, выставка, посвященная экологии). В том числе, выполненная в связке с городскими культурными и общественными программами. Также витрина может стать неким арт-объектом, если за стеклом расположить оригинальные инсталляции, некие абстракции с шоу-эффектом. Это и привлечет позитивное внимание посетителей, и благотворно отразится на имидже комплекса. Подобную инсталляцию способны изготовить многие компании города — решение доступное. Таким образом, торговый центр пусть точечно, но превращается в участника общественного городского пространства, что поможет не только удержать существующий трафик, но и привлечь новых посетителей. Главное — найти нужный ритм сменяемости экспозиций. Во-вторых, витрины можно использовать в качестве рекламоносителей. К примеру, в качестве дополнительной презентационной площадки арендаторов, которые остались в ТРЦ. Витрина ушедшего бренда становится витриной присутствующего, где бы на территории комплекса он ни находился. Конечно, такая презентация должна быть снабжена соответствующей навигацией в сторону непосредственного расположения магазина. Это расширяет возможности действующих арендаторов по продвижению своей торговой марки и расширяет ее присутствие на значительную часть торгового центра. В этом случае неработающие площади смогут принести не только пользу в плане трафика, но и дополнительный доход. В том случае, если преобразования внутри витрины недоступны, есть возможность рационально использовать внешнюю поверхность стекла. Для этого понадобится специальная пленка, создающая эффект проекционного экрана, и проектор с потолочным креплением и возможностью подключения к внутренней сети ТРЦ. Так мы превращаем потухшую витрину в интерактивный экран, который можно использовать как рекламную поверхность с роликами не только арендаторов, но и любой компании, чьей таргет-группой могут быть посетители данного ТЦ. В этом случае опять же есть прямая возможность отбить стоимость самого оборудования и получить дополнительную прибыль за размещение рекламы на таком экране, хоть немного смягчив потерю арендной платы».

На самом деле, предложенные решения не исключают, а дополняют друг друга, подчеркивает Николай Миловидов: рекламный контент легко в нужное время сменить на любой другой, увязанный, например, с социальной тематикой или конкретным культурным событием. «При этом необходимо учесть, что закрытие магазина в современных реалиях выглядит по-разному. В одном случае продавец освобождает арендуемую площадь, а в другом подразумевается, что двери магазина закрыты для покупателей, но ретейлер пока остается в помещении. Отталкиваясь от этого, владелец ТРЦ может воспользоваться витринами по своему усмотрению или ему придется договариваться с арендатором», — предупреждает эксперт.

А вообще, по мнению генерального директора бюро «Крупный план» Сергея Никешкина, нынешние проблемы — в действительности еще один сигнал, что торговые центры в современном виде устаревают.

Сергей Никешкин генеральный директор бюро «Крупный план» «Крупные и популярные ТЦ столкнулись сейчас с тем, что небольшие, районные торговые центры переживают уже не первый год. Многие из них строились еще до эпохи онлайн-торговли, и сегодня стремительно теряют покупателей. Особенно этому подвержены локальные центры, изначально построенные с ошибками — без фуд-кортов, зон развлечений. Падает трафик, продажи, уходят арендаторы. Помимо магазинов, проблемная точка в ТЦ — кинотеатры. Развитие стриминговых сервисов влияет на заполняемость кинотеатров, которые сегодня преимущественно существуют в торговых центрах и являются для них генераторами трафика. Кинотеатры часто главный или даже единственный способ развлечения в ТЦ. Они расположены на верхних этажах, и без них эти площади малоэффективны. А значит, уже сегодня нужно задуматься, во что их можно переделать — например, в спортивные зоны».

В последние годы в мире реализовано много успешных проектов перепрофилирования торговых центров: вместо магазинов открываются образовательные центры, спортивные комплексы и даже производства. В качестве решения центры объединяют с транспортными узлами или жилыми районами, чтобы увеличить трафик, расширяют их общественные функции. А небольшие районные ТЦ можно и нужно превращать в многофункциональные общественные центры притяжения с досуговыми функциями, местами для дружеских встреч или деловых переговоров, уверен Сергей Никешкин.

*Есть в распоряжении BFM.ru