Оренбургская набережная: Авторы проекта рассказали об особенностях благоустройства территории
Разработчики проекта благоустройства восточной набережной Урала в Оренбурге рассказали о том, что удалось сделать на первом этапе и с какими проблемами они столкнулись при реализации проекта.
О нюансах благоустройства набережной авторы проекта рассказали во время открытой лекции для студентов архитектурно-строительного факультета ОГУ. На встрече также присутствовала и министр архитектуры Наталья Ибрагимова.
Разработка проекта благоустройства набережной занимались специалисты ПМ «Архитек» Алексей Стручков и Алина Искакова. Вместе со студентами они прошли по восточной набережной и рассказали о нюансах работы «в поле».
«Всегда реализация отличается от проекта. Если она отличается на 10% — это еще в норме, но когда она отличается уже на 50% — это совершенно недопустимо. Чем более проработанный рабочий проект, тем меньше шансов, что реализация будет страдать», — отметила Наталья Ибрагимова.

Почему габионные конструкции
Для укрепления береговой линии на восточной набережной решили выбрать габионные конструкции, а не бетонную монолитную стену. По словам архитекторов, это соответствовало задумке — природный променад, было дешевле, а также помогало решить несколько проблем, связанных с техническими нюансами.

Алексей Стручков отмечает, что камень природный материал. Стена из него дренирует воду, а со временем прорастает разными мелкими травами, забивается пылью и камни укрепляются. Кроме того, стена состоит из модулей. Они проще в сборке, а в случае повреждения одного из блоков, его легко можно заменить.
«Во время наводнения нас вызывали на объект, была особая ситуация: пошел ледоход. Обычно сначала идет мелкие льдинки, потом покрупнее, а в этом году большие льдины сразу пошли друг за другом и стали врезаться в вступающие части. Мы видим, что у нас геометрия стены немного изменилась. Но в чем плюс модульной системы? В том, что ее можно пересобрать, не изменяя всей конструкции. Если бы это был монолит, то его бы ремонтная пригодность стояла бы под вопросом. Габионные конструкции более гибкие в этом вопросе», — отметил Алексей Стручков.
Алина Искакова добавляет, что делать бетонный монолит нельзя было и потому, что с западной части тянется бетонный канализационный коллектор до территории бывшего водоканала.

Практично ли применять дерево у воды
На этом участке набережной используется достаточно много деревянных конструкций. но практично ли такое соседство у воды. Кроме того, некоторые ступени уже залиты водой на время паводка.
Архитекторы отмечают, что в этом нет ничего страшного. Дерево прекрасно живет в воде. Кроме того, для проектов используют лиственницу второго сорта, которая наоборот набирает в воде прочность.

«Эту породу мы везде используем. Но не покрываем дерево лаком, так как это приходит потом в негодность через несколько месяцев и смотрится некрасиво. Для защиты дерева мы просим производителей применять атмосферостойкие масла, чтобы дерево сохранило свою идентичность, натуральность, а со временем красиво старело», — рассказал Алексей Стручков.
Если за настилами ухаживать, своевременно покрывать маслом, то они прослужат долгое время, добавила Алина Искакова.

Как отметила Наталья Ибрагимова, в этом вопросе также изучили опыт Казани, где дерево применяется в большом количестве, в том числе на озере Кабан. Там ежегодно после зимы проводится проверка конструкций, если какие-то доски пришли в негодность их заменяют на новые. А из-за особенностей сборки замену поврежденного участка также легко произвести локально.
«Мы понимаем, что людям не нужно много бетона и дорогих конструкций. Им нужно удобство, хорошие факторы, которые их привлекут к воде, чистота и безопасность», — подчеркнула министр.
Что еще есть в проекте, но пока нет на набережной
Напомним, в прошлом году подрядчик не успел в срок реализовать благоустройство первого этапа восточной набережной. В качестве одной из причин назывались проблемы с возведением габионной стены. По словам подрядчика, заказчик не предоставил ему проектно-сметную документацию на нее. По словам министра архитектуры, ответственность за это несет непосредственно сам заказчик — муниципалитет.

В связи с тем, что многое реализовать пока не удалось, завершить первый этап будут в этом году. На эти цели уже выделены почти 60 млн рублей. Проектировщики признаются, что недоделок на самом деле много.
В частности, должны появится урны, скамьи и МАФы из природных материалов. Кроме того, на спусках между деревянными настилами площадки должны отсыпать гранитной крошкой. Она утрамбуется и ходить станет приятнее:
«Между ступенями должны сделать гранитный отсев. Да его смоет, но гранит можно досыпать. Каждый год привозят песок на небрежную, и гранит тоже можно привезти».
Возможно решиться вопрос и с велодорожкой в начале восточного участка. Сейчас там только небольшая полоса из плитки, где собираются и пешеходы, и велосипедисты, бегуны и самокатчики. По словам Алины Искаковой, в прошлом году не разрешили срубать деревья, поэтому для велодорожки не хватило место.

Наталья Ибрагимова рассказала, что для этого вопроса уже привлекли экологов. Специалисты оценят состояние растений.
«Сюда хотят вывести экологов, потому что некоторые деревья очевидно или сухие, или больные, или в аварийном состоянии. Трафик людей большой и оставлять такие деревья небезопасно», — отметила министр.
Также на первом этапе заложен и автополив растений, но подключить его удастся только со второго этапа. Это связано с тем, что ближайшая точка находятся за ул. Красная площадь.
Воспитание подрядчиков
По словам архитекторов, реализация такого масштабного проекта процесс сложный, и не всегда все зависит от проектировщиков. Бывает так, что подрядчик вносит в проект свои коррективы, которые не всегда оправданы.
«Только с этого этапа подрядчики начали делать швы и подстилающий слой из песка для плиточного покрытия», — призналась Алина Искакова.
Архитектор отмечает, что бывают такие случаи, когда строители игнорируют замечания проектировщиков, потому что «всегда так делали». Например, в случае с плиткой, на предыдущих этапах использовали смесь из песка и цемента, и только к восточной набережной подрядчиков удалось убедить отказаться от этой практики.
«Приезжаешь на объект, а строитель песок с цементом мешает. Цемент дает обманчивое ощущение, что плиточное покрытие смотрится цельнее и крепче. На самом деле с периодом эксплуатации это создает разрушающее воздействие. Вода не дренирует, и, когда стоят пограничные температуры 0-2 градуса, она замерзает и расширяется. За несколько лет эксплуатации плитка приходит в негодность, какой бы морозостойкой она не была», — рассказал Алексей Стручков.

Также только с этого этапа подрядчик стал делать резиновое покрытие в 5 см. На западной части «резинка» толщиной всего 1 см — это недопустимо. Такая толщина не дает никакого защитного эффекта при падении.
Проектировщики признаются, что во время прогулки по набережной всегда смотрят «на косяки». Профессиональная деформация.
«Так как я выполняю авторский надзор, я когда хожу всегда смотрю, где что сделано неправильно. Не могу сам насладиться, потому что смотрю на недочеты в основном», — признался Алексей Стручков.
В этом году благоустройство восточной набережной продолжится. Подрядчика на второй этап уже определили. Работами займется компания «СУ-56».